Использование электронных презентаций в обучении географии
Обновления содержания, средств и методов обучения географии способствовали внедрению в школу новых информационных технологий, одной из которых является создание и использование на уроках авторских электронных презентаций в программе PowerPoint. В каждом слайде презентации может сочетаться разная информация: фотографии, рисунки, карты, схемы и также текстовые фрагменты. Их показ может сопровождаться звуковыми и видео фрагментами для привлечения внимания слушателей [1].
При использовании электронных презентаций выгодно сочетаются словесные методы обучения (рассказ, лекция) с наглядными (просмотр рисунков, схем, фотографий, географических карт), что позволяет учителю может излагать урок в разных формах: в виде монолога (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение приемов работы), беседы, дискуссии. Наибольшими возможностями обладает эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов.
Необходимость применения презентаций в методике географии объясняется и спецификой самого предмета. Многие изучаемые географические объекты - равнины и горные массивы, моря и океаны, промышленные предприятия и страны - не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому демонстрация слайдов, картин, анимации, видео способствует формированию у школьников образных представлений, а на их основе – необходимых понятий и закономерностей [4,2].
При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их предметной подготовки - если для старшеклассников, возможно, разнообразить презентации видеоматериалом, диаграммами, графиками, схемами, статистическими таблицами с последующим комментарием и анализом, то для младших школьников более уместны изображения с применением фотографий, анимации, ярким оформлением. Использование наглядных материалов в процессе обучения способствует повышению уровня восприятия, формированию устойчивых ассоциативных зрительных образов, развитию творческих способностей обучаемых.
Со стороны учителя для подготовки и использования электронных презентаций требуется серьезная предварительная работа - сбор необходимых фотографий, схем, разбивка материала на части, логично соединенные друг с другом. Четко нужно регулировать оптимальный объем слайдов, чтобы не вызвать утомление у учащихся (достаточно 10-15 слайдов); важно также подобрать оптимальный темп смены слайдов.
Несмотря на трудоемкость подготовки, электронные презентации имеют существенные преимущества.Во-первых, подготовительная работа по разработке презентаций проводится один раз, а далее их можно только обновлять и корректировать; во-вторых, все средства наглядности компактно размещаются в компьютере, удобно сохраняются и воспроизводятся на экране или с помощью проектора. В результате отпадает необходимость в дополнительных источниках наглядности - картах, таблицах, схемах на бумаге или классной доске. Эффективность такого урока очевидна: он становится нестандартным, вызывает интерес у учащихся, реализуется принцип наглядности; материал урока поддается перезаписи, что дает возможность ученику самостоятельно изучить тему; активизируется учебно-познавательной деятельность школьников [3]. В итоге, применение компьютерных технологий, и в частности электронных презентаций, являются современным продуктивным методом обучения, раскрывая новые возможности оптимизации учебного процесса.
- Берлянт А.М. Создание и использование картографических презентаций в учебном процессе // Модернизация и реформирование среднего, высшего и последипломного географического и картографического образования в странах СНГ: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы XII Международного научно-методического семинара, Харьков, 8-12 сентября, 2003 г. – Винница, Антекс – С. 234-238.
- Дынько И.П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в 5 классе // География в школе – 2005. - №3.
- Корнеев В.П. Технологiï в навчаннi географiï – Харкiв: Основа, 2004. – С.41.
- Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении// География в школе. – 2004. - №5.
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Электронные презентации, преподавание географии, слайд, эффективность обучения |
|