ПОВЫШЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы: Капранова Марина Николаевна 1, кандидат педагогических наук
Капранов Валерий Константинович 2
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение методический центр Северного учебного округа Департамента образования г.Москвы, 2 Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ)
Педагоги должны самостоятельно искать новые формы и методы работы на «интересном» уроке, школе предстоит найти новые учебные технологии, и этот опыт транслировать через сетевые сообщества педагогов.
Учитель должен управлять познавательной деятельностью школьников. Учитель должен найти такие формы работы, при которых школьники сами работают на уроке, сами определяют тему занятия и «добывают» необходимую им для урока информацию.

Новое представление об устройстве школы в настоящее время находится в стадии становления, но есть все основания полагать, что оно будет определять пути трансформации существующей школы уже в текущем десятилетии, и это обеспечит совершенствование традиционных и освоение новых учебных технологий, которые будут основываться на современных информационно-коммуникационных возможностях.

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности обучающихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Еще К. Д. Ушинский, объясняя причины низкой успеваемости школьников, говорил, что главной из них является тот факт, что учащиеся просиживают битые часы в классах без мысли в голове, без дела в руках. А при такой пассивности, все «входы» информации в головы учеников плотно закрыты, и знания остаются висеть в классном воздухе.

Педагоги должны самостоятельно искать новые формы и методы работы на «интересном» уроке, школе предстоит найти новые учебные технологии, и этот опыт транслировать через сетевые сообщества педагогов. Каждый такой урок, построенный на творческой, поисковой, заинтересованной деятельности школьников должен войти в копилку новых дидактических приемов работы, которые будут способствовать индивидуализации образовательных траекторий и активизации познавательной деятельности школьников. Каждый школьный урок должен формировать определённые метапредметные знания и умения. Учитель формирует эти навыки у школьников, а сам превращается в определённого тьютора, который проектирует образовательный путь школьников.

Урок можно начать с того, что каждому школьнику индивидуально на отдельном ПК предлагается прослушать или просмотреть небольшой фрагмент учебного материала. Например, если это урок информатики по теме «Системы счисления», то одному ученику на видеофрагменте произносится определение системы счисления. Другому ученику с экрана его компьютера дают определение основания системы счисления. Нескольким следующим ученикам  дают определения десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления. Следующему школьнику рассказывают о тех системах счисления, которые были в истории человечества. Ещё один ученик смотрит фрагмент о том, где рассказывают, на какие две большие группы делятся системы счисления. Далее кто-то записывает определение об услышанной позиционной системе счисления, другой о непозиционной системе счисления.  Кто-то получает информацию о достоинствах позиционных систем счисления, а другой о недостатках непозиционных систем счисления. Можно ещё придумать несколько фрагментов, это зависит от подготовленности класса.

Школьники должны работать в наушниках, чтобы не слышать соседей и не мешать друг другу. Увиденный и услышанный материал обучающиеся должны записать в текстовом редакторе. Видеофрагменты должны быть небольшими, при записи всего в несколько строчек. На уроке на это уйдёт не более пяти минут.

Затем учитель просит первого ученика прочитать определение системы счисления. Школьник зачитывает записанные предложения, после чего учитель воспроизводит запись данного фрагмента на общем экране. Теперь все обсуждают, насколько верно записал ученик воспроизведённый фрагмент, если надо, то корректируют ошибки. После этого обсуждают содержание данного определения.

Далее по аналогии заслушивают каждого ученика, воспроизводится соответствующий фрагмент записи. Каждый ученик видит, на сколько, верно он воспроизвёл при записи учебный материал, сравнивает себя с другими.

После этого ученикам можно предложить сформулировать тему урока и самим объяснить, чем они будут сегодня заниматься.

Учитель просит ученика выйти к доске и показать, как он понял, что такое десятичная система счисления, затем двоичная, восьмеричная и пр.

Школьники поняли, что люди раньше пользовались разными системами счисления. Возникает вопрос - почему. Здесь целесообразно поручить одним школьникам найти в интернете материал об унарной системе счисления, другим о вавилонской, третьим о римской, оставшимся о двенадцатеричной, семеричной системах счисления.  Учитель должен заранее продумать, как правильно сформулировать запрос к поисковой системе, чтобы нужная и информация сразу появлялась в поисковике. Школьникам предстоит найти нужный материал в интернете и отразить его на 1-2 слайдах презентации.  На это отводится не более 8-10 минут.

Найденный материал ученики сохраняют в сетевой папке. В классе выделяется один ученик, который все презентации, созданные одноклассниками, собирает в одну презентацию под названием «Системы счисления».

Пока этот ученик выполняет работу по созданию единой презентации, учитель обсуждает с классом вопрос о том, какие достоинства и недостатки есть у позиционных и у непозиционных системах счисления.

Учитель может иметь все эти заготовки, на случай, если ученики не успеют все обсудить или записать.

В конце урока учитель демонстрирует полученную школьниками презентацию о системах счисления и обсуждает с классом, на сколько хорошо и понятно ученики нашли в интернете нужный материал.

Все полученные на уроке документы корректируются и сохраняются в сетевой папке, и учитель размещает его в своём учебном пространстве, где каждый ученик может после уроков снова посмотреть всю проделанную на уроке работу, показать свою работу (свой вклад) родителям.

В конце урока школьники получают домашнее задание – прочитать соответствующий параграф учебника, ответить на вопросы после параграфа и выполнить творческое задание. Например, такого характера как принести доказательства того, что у нас до сих пор используются римская, вавилонская и пр. системы счисления. Можно создать дополнительные, более полные презентации по понравившейся им системе счисления - унарной, вавилонской, римской системах счисления, о позиционных и непозиционных системах счисления.

Теперь можно обсудить какую ценность имеет такой урок, где дети изучают новый материал фактически самостоятельно, причём очень важный и значимый материал курса информатики. Кроме этого они учатся слушать и записывать услышанное, обсуждать сделанное, прислушиваться к мнению других, сравнивать себя с другими одноклассниками. Весь материал, который нужен школьникам к уроку, они нашли и воспроизвели сами. На уроке они получили информацию не только по предмету, но и узнали много новых исторических фактов. Учитель должен сохранить этот материал, и он может использовать его в дальнейшем.

Как вы думаете, возрастет ли мотивация у школьников к учебному процессу после такого урока? Наверное, желание сидеть на уроке в наушниках и слушать музыку точно пропадет, тем более, что посидеть в наушниках им и так довелось, только наушники они надевали в учебных целях. На таком занятии школьники будут стараться проявить свои способности по воспроизведению полученных знаний, будут стремиться показать, что они могут найти и представить нужную им информацию. Можно сказать, что они создали мини-проект по нашему предмету. Наверняка, многие педагоги знают и используют такой метод обучения, но они часто используют его по инерции, и не думают об увеличении мотивации к учебному процессу.

Успех проекта «Наша новая школа» зависит от того, насколько мотивация к обучению, к поиску, к творчеству сможет стать ведущей мотивацией личности современного школьника.

Какие компетенции получили, закрепили или развивали школьники на приведённом занятии? Они работали с текстовым редактором, учились создавать конспект услышанного, обсуждали сделанное, искали информацию в Интернете в условиях ограниченного времени. Ребята кооперировали полученные знания, формировали единую картину, сами продвигались в познании обозначенной ими же темы урока. Далее они создавали свои мини-проекты, и опять представляли и сводили воедино полученные одноклассниками знания.

Наверное, можно утверждать, что чем выше ценность урока, чем больше мотивация к учению после урока и чем больше компетентностей получают школьники – тем эффективнее проведенное занятие. И чем больше будет таких эффективных занятий, тем более интересным станет учебный процесс. И надо не забывать, что информационные коммуникационные технологии становятся рабочим инструментом современных школьников.

Список использованных источников
  1. 1. С.В.Коваленко. Учебные задачи по содержательной линии «Представление информации» как средство формирования общеучебных умений. ИНФО 2011 № 5, с.91-96. 2. Т.М.Третьяк. Организация сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе веб-сервиса. ИНФО 2011 № 5, с.81-87. 3. А.Г.Асмолов, А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Научное издание. – М.: Изд-во «НексПринт», 2010. – 84с.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Основное общее
Ключевые слова  Виды, формы, организация учебной деятельности, информационно-коммуникационные технологии