Педагогическая поддержка взаимодействия по локальной сети школьного кабинета при обучении информатике

Авторы: Соболева Елена Витальевна 1, кандидат педагогических наук
Хомякова Дарья Александровна 2
1 Вятский государственный гуманитарный университет, 2 Вятский государственный гуманитарный университет

В настоящее время сетевые технологии всё глубже внедряются в образовательный процесс (web-квесты, чат-занятия, Интернет-тренажёры и др.). Потенциал новых форм и средств обучения для активизации познавательной деятельности учащихся признаётся многими. Однако их использование предполагает грамотную педагогическую поддержку информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Рассмотрим некоторые способы организации деятельности педагога и учащихся на уроке информатики в рамках взаимодействия с другими людьми по локальной сети (на примере кабинета информатики). В локальной сети объём ресурсов ограничен, но это является в какой-то степени плюсом, так как информация носит целевой характер, её легче найти.

Первый способ. Учитель разбирает с классом новый материал, после чего учащиеся переходят к компьютерному практикуму. Для дальнейшей работы потребуются каталог на сервере с материалами и справочными системами, каталог с заданиями. Необходимо отметить, что компьютерная справка ни в коем случае не должна полностью заменять общения с учителем, другими учениками. Учитель по-прежнему сохраняет свою функцию консультанта, помощника, но только реализует её более дозировано, исходя из конкретной ситуации. Работа же с компьютерной справкой позволяет отработать навыки информационного поиска. Кроме того, педагог может спланировать ситуации, когда ученик получает возможность учить других учащихся искать информацию.

Второй способ. Работа над задачей-проектом. В качестве такой задачи учитель подбирает по разобранному материалу объёмную, но несложную задачу. В процессе совместного обсуждения задача разбивается на подзадачи.

Далее работа может идти параллельно по следующим направлениям:

-       решение каждой подзадачи разделяется между учениками;

-       отдельные ученики работают индивидуально.

От учителя требуется не только руководство при выделении подзадач, но и «невидимая» помощь их распределении. В конце работы можно сравнить полученные результаты и общую трудоёмкость. Трудность ещё заключается и в том, чтобы свести вместе, воедино в целую исходную задачу все решения подзадач, а не просто оценить ответы.

Третий способ. Учитель подбирает всем в классе разные, но подобные (по методу, алгоритму решения) задачи. Оговаривается и то, что общение между собой, обмен идеями разрешается только по сети. Возможно, что не все ученики воспользуются такой помощью, но опять вырисовываются ситуации, в которых необходима поддержка со стороны учителя. Например, как обобщить типы подсказок друг другу, организовать сравнение полученных результатов, обобщить решения, подвести к идее, алгоритму. Или как подобрать такую задачу, чтобы решение её приводило учащихся к формированию сразу нескольких идей.

Области применения рассмотренных способов взаимодействия определяется мастерством учителем, особенностями класса, учебным планом.

Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Основное общее