ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования.
Возникает вопрос: как организовать урок, если в классе 20-24 человека, а рабочих мест ученика с компьютером – 12, а то и меньше?
На помощь приходят технологии группового обучения. Они способны оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным.
Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, то есть часть заданий выполняется во время практической работы (по одному человеку за компьютером), а остальное - на рабочих местах за партой в тетрадях, на карточках, в индивидуальных бланках. В течение урока происходит обмен: кто работал за партой, переходят за компьютеры, и наоборот
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
1. Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),
б) инструктаж о последовательности работы,
в) раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе,
б) распределение заданий внутри группы (учителем или лидером),
в) индивидуальное выполнение задания,
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
е) подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть:
а) сообщение о результатах работы в группах,
б) анализ познавательной задачи, рефлексия,
в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
8 класс (по Угриновичу Н.Д.) Практическая работа
|
Индивидуальные задания |
Количество информации. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора» |
Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть1, вопрос1) |
Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры» |
Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 1) |
Файлы. Файловая система. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» |
Составление иерархической записи места хранения файла. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 6) |
Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет» |
Решение задач на вычисление объёма дискового пространства. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 6) |
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши» |
Заполнение таблицы «Сравнение ОС». Решение задач на нахождение разрешающих способностей монитора и мыши без калькулятора. Сравнение результатов. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 18) |
Прикладное программное обеспечение. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени» |
Знакомство в новинками прикладных программ (по заранее подготовленным докладам) Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 5) |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» |
Просмотр презентации, конспектирование «10 самых опасных вирусов». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 8) |
Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети» |
Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19) |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету» |
«Браузеры» (просмотр презентации, достоинства, недостатки). Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19) |
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета» |
Проектная работа по группам. 1 этап. Составление плана проекта. Список необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 17, Часть 1, вопрос 4) |
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине» |
Словарный диктант. Тестирование по индивидуальным карточкам. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20) |
Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой» |
Составление текста сообщения. Таблица «Смайлики». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 9) |
Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета» |
Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 19) |
Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете» |
Проектная работа по группам. 2 этап. Поиск и сохранение необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20) |
Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» |
Основные тэги, запись HTML-кода интернет страницы коллективного сайта (проекта) по теме. Проектная работа по группам. 3 этап. Создание сайта-проекта. |
Вставка изображений, списки. Интерактивные формы. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» |
Проектная работа по группам. 3 этап. Защита проекта по группам «Сайт по теме» |
Проанализировав результаты работы в группах, можно сделать вывод: вне всякого сомнения, использование такой формы работы имеет свои преимущества. Во-первых, не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а работая в группах, обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно и все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
Во-вторых, ребята сами учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
В-третьих, у учеников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
В-четвёртых, учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания, школьники общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.
И, наконец, работа в группах значительно облегчает распределение учебной и информационной нагрузки на уроке информатики, в соответствии с требованиями СанПин.
Значит, в целом, технология группового обучения, является значимым инструментом для решения оной из современных проблем информатизации образования.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
- Бесплатная библиотека стандартов и нормативов http://www.docload.ru
- Авторская мастерская Угриновича Н.Д. на сайте методической службы БИНОМ http://metodist.lbz.ru
- Проект "Охрана труда в предпринимательстве" http://www.tehbez.ru
- Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» http://menobr.ru/
- Правовая система нового поколения «Референт» http://www.referent.ru/
- Российский общеобразовательный портал http://zakon.edu.ru/
Тип выступления | Публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | технология группового обучения |
|