ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов"
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам. Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего - мире, в котором ему предстоит жить и работать. Технологии группового обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным. На уроке группового обучения класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, то есть часть заданий выполняется во время практической работы (по одному человеку за компьютером), а остальное - на рабочих местах за партой в тетрадях, на карточках, в индивидуальных бланках. В течение урока происходит обмен: кто работал за партой, переходят за компьютеры, и наоборот.
«Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий» К.Маркс

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. 

Возникает вопрос: как организовать урок, если в классе 20-24 человека, а рабочих мест ученика с компьютером – 12, а то и меньше?

 

На помощь приходят технологии группового обучения. Они способны оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным. 

 

Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, то есть часть заданий выполняется во время практической работы (по одному человеку за компьютером), а остальное - на рабочих местах за партой в тетрадях, на карточках, в индивидуальных бланках. В течение урока происходит обмен: кто работал за партой, переходят за компьютеры, и наоборот

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

 

1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),

б) инструктаж о  последовательности работы,

в) раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе,

б) распределение заданий внутри группы (учителем или лидером),

в) индивидуальное выполнение задания,

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

е) подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы в группах,

б) анализ познавательной задачи, рефлексия,

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. 

 

8 класс (по Угриновичу Н.Д.)

Практическая работа

 

 

Индивидуальные задания

Количество информации. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора»

Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть1, вопрос1)

Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры»

Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 1)

Файлы. Файловая система. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Составление иерархической записи места хранения файла. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 6)

Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет»

Решение задач на вычисление объёма дискового пространства. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос  6)

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

Заполнение таблицы «Сравнение ОС». Решение задач на нахождение разрешающих способностей монитора и мыши без калькулятора. Сравнение результатов. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 18)

Прикладное программное обеспечение. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени»

Знакомство в новинками прикладных программ (по заранее подготовленным докладам) Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 5)

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

Просмотр презентации, конспектирование «10 самых опасных вирусов». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 8)

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети»

Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету»

«Браузеры» (просмотр презентации, достоинства, недостатки). Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета»

Проектная работа по группам. 1 этап. Составление плана проекта. Список необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 17, Часть 1, вопрос 4)

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине»

Словарный диктант. Тестирование по индивидуальным карточкам. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20)

Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой»

Составление текста сообщения. Таблица «Смайлики». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 9)

Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета»

Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 19)

Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете»

Проектная работа по группам. 2 этап. Поиск и сохранение необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20)

Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Основные тэги, запись HTML-кода интернет страницы коллективного сайта (проекта) по теме. Проектная работа по группам. 3 этап. Создание сайта-проекта.

Вставка изображений, списки. Интерактивные формы. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Проектная работа по группам. 3 этап.

Защита проекта по группам «Сайт по теме»

 

Проанализировав результаты работы в группах, можно сделать вывод: вне всякого сомнения, использование такой формы работы имеет свои преимущества. Во-первых, не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а работая в группах, обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно и все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.

Во-вторых, ребята сами учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

В-третьих, у учеников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

В-четвёртых, учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания, школьники общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.

И, наконец, работа в группах значительно облегчает распределение учебной и информационной нагрузки на уроке информатики, в соответствии с требованиями СанПин.

Значит, в целом, технология группового обучения, является значимым инструментом для решения оной из современных проблем информатизации образования.

Список использованных источников
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  2. Бесплатная библиотека стандартов и нормативов http://www.docload.ru
  3. Авторская мастерская Угриновича Н.Д. на сайте методической службы БИНОМ http://metodist.lbz.ru
  4. Проект "Охрана труда в предпринимательстве" http://www.tehbez.ru
  5. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» http://menobr.ru/
  6. Правовая система нового поколения «Референт» http://www.referent.ru/
  7. Российский общеобразовательный портал http://zakon.edu.ru/
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  технология группового обучения