Современное состояние обучения информационной безопасности в школьном образовании

Авторы: Бочаров Михаил Иванович 1, кандидат педагогических наук, доцент
Бочаров Михаил Иванович 2, кандидат педагогических наук, доцент
Симонова Ирина Викторовна 3, доктор педагогических наук, профессор
1 Федеральное государственное научное учреждение « Институт информатизации образования » Российской академии образования, 2 Федеральное государственное научное учреждение « Институт информатизации образования » Российской академии образования, 3 Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
В работе проводится анализ содержания обучения информационной безопасности в школьном образовании. Исследуются заложенные в рассматриваемых стандартах и проекте требования обеспечения преемственности в обучении информационной безопасности между школьными ступенями образования.

 

Вопросам обеспечения информационной безопасности (ИБ) в школе уделяется все большее внимание, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях в силу стремительно возрастающего потока угроз, характерных для развивающегося информационного общества.

Охарактеризуем требования стандартов в плане реализации в них элементов обучения ИБ. А также проанализируем содержание обучения ИБ на выполнение важного требования стандартов – это обеспечение преемственности основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

В стандарте начального общего образования[1] ИБ может подразумеваться в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся, в укреплении духовного, психологического и социального здоровья обучающихся, в становление личностных характеристиквыпускника,выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, в осознании норм здоровьесберегающего поведения в социальной среде, в формировании модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в формировании психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Понятие ИБ появляется на ступени основного общего образования[2] всодержательномразделе основной образовательной программы основного общего образования в требованиях к программе развития универсальных учебных действий указано, что необходимо развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

В проекте от 15 апреля 2011 г.образовательного стандарта общего образования [3] ИБ может подразумеваться в требованиях к предметным результатам освоения базового курса информатики, которые в том числедолжны отражатьпонимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Понятие ИБ четко выделено в требования к предметным результатам освоения профильного курса информатики, которые должны включать знания принципов обеспечения информационной безопасности.

Анализ стандартов ступеней школьного образования показывает, что направление обучения и обеспечения информационной безопасности четко не выделено, носит распределенный, фрагментарный характер подразумевается в различных понятиях. Термин ИБ указывается только в программе развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, применительно к работе в Интернет и в части профильного обучения информатике на ступени общего образования. Что явно недостаточно для формирования системного целостного знания в области ИБ у школьников и обеспечения требования преемственности в обучении ИБ между ступенями школьного образования и последующими уровнями образования в современном информационном обществе.Вопросам обеспечения информационной безопасности (ИБ) в школе уделяется все большее внимание, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях в силу стремительно возрастающего потока угроз, характерных для развивающегося информационного общества.

Охарактеризуем требования стандартов в плане реализации в них элементов обучения ИБ. А также проанализируем содержание обучения ИБ на выполнение важного требования стандартов – это обеспечение преемственности основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

В стандарте начального общего образования[1] ИБ может подразумеваться в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся, в укреплении духовного, психологического и социального здоровья обучающихся, в становление личностных характеристиквыпускника,выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, в осознании норм здоровьесберегающего поведения в социальной среде, в формировании модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в формировании психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Понятие ИБ появляется на ступени основного общего образования[2] всодержательномразделе основной образовательной программы основного общего образования в требованиях к программе развития универсальных учебных действий указано, что необходимо развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

В проекте от 15 апреля 2011 г.образовательного стандарта общего образования [3] ИБ может подразумеваться в требованиях к предметным результатам освоения базового курса информатики, которые в том числедолжны отражатьпонимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Понятие ИБ четко выделено в требования к предметным результатам освоения профильного курса информатики, которые должны включать знания принципов обеспечения информационной безопасности.

Анализ стандартов ступеней школьного образования показывает, что направление обучения и обеспечения информационной безопасности четко не выделено, носит распределенный, фрагментарный характер подразумевается в различных понятиях. Термин ИБ указывается только в программе развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, применительно к работе в Интернет и в части профильного обучения информатике на ступени общего образования. Что явно недостаточно для формирования системного целостного знания в области ИБ у школьников и обеспечения требования преемственности в обучении ИБ между ступенями школьного образования и последующими уровнями образования в современном информационном обществе.

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373. Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=459.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897. Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370.
  3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 15 апреля 2011 г. // Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  Непрерывное образование, обучение школьников информационной безопасности, стандарты школьного образования, преемственность в обучении основам информационной безопасности, методика преподавания информатики.
Презентация доклада  Загрузить