Современное состояние обучения информационной безопасности в школьном образовании
Вопросам обеспечения информационной безопасности (ИБ) в школе уделяется все большее внимание, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях в силу стремительно возрастающего потока угроз, характерных для развивающегося информационного общества.
Охарактеризуем требования стандартов в плане реализации в них элементов обучения ИБ. А также проанализируем содержание обучения ИБ на выполнение важного требования стандартов – это обеспечение преемственности основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.
В стандарте начального общего образования[1] ИБ может подразумеваться в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся, в укреплении духовного, психологического и социального здоровья обучающихся, в становление личностных характеристиквыпускника,выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, в осознании норм здоровьесберегающего поведения в социальной среде, в формировании модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в формировании психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Понятие ИБ появляется на ступени основного общего образования[2] всодержательномразделе основной образовательной программы основного общего образования в требованиях к программе развития универсальных учебных действий указано, что необходимо развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
В проекте от 15 апреля 2011 г.образовательного стандарта общего образования [3] ИБ может подразумеваться в требованиях к предметным результатам освоения базового курса информатики, которые в том числедолжны отражатьпонимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Понятие ИБ четко выделено в требования к предметным результатам освоения профильного курса информатики, которые должны включать знания принципов обеспечения информационной безопасности.
Анализ стандартов ступеней школьного образования показывает, что направление обучения и обеспечения информационной безопасности четко не выделено, носит распределенный, фрагментарный характер подразумевается в различных понятиях. Термин ИБ указывается только в программе развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, применительно к работе в Интернет и в части профильного обучения информатике на ступени общего образования. Что явно недостаточно для формирования системного целостного знания в области ИБ у школьников и обеспечения требования преемственности в обучении ИБ между ступенями школьного образования и последующими уровнями образования в современном информационном обществе.Вопросам обеспечения информационной безопасности (ИБ) в школе уделяется все большее внимание, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях в силу стремительно возрастающего потока угроз, характерных для развивающегося информационного общества.
Охарактеризуем требования стандартов в плане реализации в них элементов обучения ИБ. А также проанализируем содержание обучения ИБ на выполнение важного требования стандартов – это обеспечение преемственности основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.
В стандарте начального общего образования[1] ИБ может подразумеваться в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся, в укреплении духовного, психологического и социального здоровья обучающихся, в становление личностных характеристиквыпускника,выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, в осознании норм здоровьесберегающего поведения в социальной среде, в формировании модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в формировании психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Понятие ИБ появляется на ступени основного общего образования[2] всодержательномразделе основной образовательной программы основного общего образования в требованиях к программе развития универсальных учебных действий указано, что необходимо развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
В проекте от 15 апреля 2011 г.образовательного стандарта общего образования [3] ИБ может подразумеваться в требованиях к предметным результатам освоения базового курса информатики, которые в том числедолжны отражатьпонимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Понятие ИБ четко выделено в требования к предметным результатам освоения профильного курса информатики, которые должны включать знания принципов обеспечения информационной безопасности.
Анализ стандартов ступеней школьного образования показывает, что направление обучения и обеспечения информационной безопасности четко не выделено, носит распределенный, фрагментарный характер подразумевается в различных понятиях. Термин ИБ указывается только в программе развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, применительно к работе в Интернет и в части профильного обучения информатике на ступени общего образования. Что явно недостаточно для формирования системного целостного знания в области ИБ у школьников и обеспечения требования преемственности в обучении ИБ между ступенями школьного образования и последующими уровнями образования в современном информационном обществе.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373. Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=459.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897. Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370.
- Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 15 апреля 2011 г. // Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Непрерывное образование, обучение школьников информационной безопасности, стандарты школьного образования, преемственность в обучении основам информационной безопасности, методика преподавания информатики. |
Презентация доклада | Загрузить |
|