Модели подготовки учителей к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе школы
Стратегические приоритеты развития образования, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», направлены на создание школы, способной раскрыть творческий потенциал каждого ученика и подготовить личность к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Особое внимание в реализации задач модернизации современной школы отводится внедрению в учебный процесс дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Решение обозначенных задач в значительной степени зависит от уровня компетентности педагогов в сфере использования ДОТ, что актуализирует проблему разработки новых моделей повышения квалификации, которые проектируются и реализуются в деятельности Нижегородского института развития образования:
- с учетом уровня ИКТ-компетентности педагогов предусмотрены модули, обеспечивающие задачи пропедевтической, базовой и расширенной подготовки педагогов в сфере использования ДОТ, которые могут быть реализованы в рамках индивидуализированной, сетевой, очно-дистанционной моделей;
- с учетом специфики предметно-содержательной области предлагаются инвариантные и вариативные модули объемом от 36 до 72 часов, на основе которых может быть сконструирован индивидуальный образовательный маршрут в рамках накопительной системы повышения квалификации;
- с учетом различных форм обеспечивается выбор как дистанционных, так и очно-дистанционных форм обучения, причем дистанционный этап подготовки представляется значимым как с точки зрения самого процесса обучения, так и с точки зрения его компетентностного эффекта.
Проектирование вариативных моделей подготовки учителей к использованию ДОТ предполагает:
- разработку и внедрение в образовательную деятельность НИРО (www.niro.nnov.ru) новых программ и модулей повышения квалификации педагогов с учетом перспективных направлений образовательной практики (дистанционное обучение детей-инвалидов, использование ДОТ в работе с одаренными детьми и т.п.) и анализа профессиональных запросов педагогов, в частности, в таких вопросах, как использование ДОТ в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ, методическое сопровождение введения ФГОС и т.п.);
- создание информационно-образовательной среды http://www.moodle.niro.nnov.ru/, включающей дистанционные курсы и модули повышения квалификации, модули дистанционной поддержки тьюторов, дистанционного сопровождения экспериментальной деятельности по внедрению ДОТ, базу лучших педагогических практик, форумы по вопросам использования ДОТ;
- развитие форм сетевого взаимодействия, в т.ч. с использованием возможностей сетевых педагогических сообществ;
- реализацию новых форм организации повышения квалификации: накопительной системы, каскадной модели обучения, вебинаров.
Специализированная подготовка учителей в сфере использования ДОТ позволяет не только расширить спектр образовательных услуг, но и повысить качество образовательного процесса в целом.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Дополнительное образование взрослых |
Ключевые слова | Дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации, ИКТ-компетентность |
|