Модели подготовки учителей к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе школы

Авторы: Калинкина Елена Георгиевна 1, кандидат педагогических наук, доцент
Городецкая Наталья Ивановна 2, кандидат педагогических наук
1 ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, 2 ГБОУ ДПО "Нижегородский институт образования"
В докладе рассматриваются вопросы разработки новых моделей подготовки учителей в сфере использования дистанционных технологий в образовательном процессе школы. Авторами представлены подходы к проектированию вариативных моделей повышения квалификации, реализующихся в деятельности Нижегородского института развития образования.

Стратегические приоритеты развития образования, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,  направлены  на создание школы, способной раскрыть творческий потенциал каждого ученика и подготовить личность к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Особое внимание в реализации задач модернизации современной школы отводится внедрению в учебный процесс дистанционных образовательных технологий  (ДОТ). Решение обозначенных задач в значительной степени зависит от уровня компетентности педагогов в сфере использования ДОТ, что актуализирует проблему разработки новых моделей повышения квалификации, которые проектируются и реализуются в деятельности Нижегородского института развития образования:

- с учетом уровня ИКТ-компетентности педагогов предусмотрены модули, обеспечивающие задачи пропедевтической, базовой и расширенной подготовки педагогов в сфере использования ДОТ, которые могут быть реализованы в рамках индивидуализированной, сетевой, очно-дистанционной моделей;  

- с учетом специфики предметно-содержательной области предлагаются инвариантные и вариативные модули объемом от 36 до 72 часов, на основе которых может быть сконструирован индивидуальный образовательный маршрут в рамках накопительной системы повышения квалификации;

- с учетом различных форм обеспечивается выбор как дистанционных, так и очно-дистанционных форм обучения, причем дистанционный этап подготовки представляется значимым как с точки зрения самого процесса обучения, так и с точки зрения его компетентностного эффекта.

Проектирование вариативных моделей подготовки учителей к использованию ДОТ предполагает:

- разработку и внедрение в образовательную деятельность НИРО (www.niro.nnov.ru) новых программ и модулей повышения квалификации педагогов с учетом перспективных направлений образовательной практики (дистанционное обучение детей-инвалидов, использование ДОТ в работе с одаренными детьми и т.п.) и анализа профессиональных запросов педагогов, в частности, в таких вопросах, как  использование ДОТ в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ, методическое сопровождение введения ФГОС и т.п.);

- создание информационно-образовательной среды http://www.moodle.niro.nnov.ru/, включающей дистанционные курсы и модули повышения квалификации, модули дистанционной поддержки тьюторов, дистанционного сопровождения экспериментальной деятельности по внедрению ДОТ, базу лучших педагогических практик, форумы по вопросам использования ДОТ;

- развитие форм сетевого взаимодействия, в т.ч. с использованием возможностей сетевых педагогических сообществ;

- реализацию новых форм организации повышения квалификации: накопительной системы, каскадной модели обучения, вебинаров.

Специализированная подготовка учителей в сфере использования ДОТ позволяет не только расширить спектр образовательных услуг, но и повысить качество образовательного процесса в целом. 

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Дополнительное образование взрослых
Ключевые слова  Дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации, ИКТ-компетентность