Информационное обеспечение образовательного процесса на основе электронной библиотеки школы

Автор: Цветкова Анна Львовна, Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Грант Москвы в сфере образования»
ГБОУ Методический центр СЗОУО ДОгМ

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был утвержден на государственном уровне проект «Образование». Информатизация школы является одной из важнейших задач данного проекта, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также одним из необходимых условий реализации основных образовательных программ общего образования, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом.

Понятие информатизации образования включает в себя:

1.           Техническую составляющую – обеспечение компьютерной техникой, сетевым и другим специальным оборудованием.

2.           Технологическую составляющую – организация и устройство внутренней локальной сети (Интранет), обеспечение всех участников образовательного процесса выходом в Интернет, организация работы баз данных и других информационных систем (электронный журнал, электронное расписание и т.п.).

3.           Кадровую составляющую – наличие информационно-коммуникационно-технологически-компетентных (ИКТ-компетентных) участников образовательного процесса.

Организация образовательного процесса невозможна без качественного информационного обеспечения. При наличии технической, технологической и кадровой составляющей информационное обеспечение должно базироваться на использовании электронных образовательных ресурсов, размещенных как в Интернет, так и в Интранет.Информационным обеспечением образовательного процесса в среднем образовательном учреждении (школе) всегда занималась школьная библиотека. В настоящее время в условиях становления информационного общества появляется новый вид библиотек – электронная библиотека (ЭБ), которая является фактически новой информационной технологией в библиотеке традиционной.

В основу моделиэлектронной библиотеки школы может быть положена двухуровневая иерархическая структура, предполагающая, что на первом уровне электронной библиотеки размещается основной образовательный ресурс (учебники, учебные пособия) – этот уровень наиболее инвариантен; собственно электронная библиотека школыявляется структурной единицей второго уровня и может являться либо просто терминалом, принимающим ресурсы электронной библиотеки верхнего уровня (при недостаточном информатизационном потенциале школы), либо хранилищем собственного локального электронного ресурса данной школы,  либо и тем, и другим – этот уровень вариативен.

В отдельных случаях может использоваться не 2-х, а 3-х уровневая структура, в частности для Москвы, имеющей 3-хуровневую структуру управления образовательной системы.

Доступ к электронной библиотеке образовательного учреждения может быть реализован в 2-х вариантах: онлайн (при обеспечении многопользовательского доступа) и оффлайн.

Предложенная модель организации электронной библиотеки позволит сэкономить информатизационный потенциал школы и организовать качественное информационное обеспечение образовательного процесса.

Список использованных источников
  1. Булин–Соколова Е. И. Школа информатизации: путь к обновлению образования / Е.И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров // Информатика и образование. – 2009. – № 11. – С. 3–12.
  2. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность: сб. публикаций под ред П. Годвина, Д. Паркера; науч. ред. Я.Л. Шрайберг. – М., 2011. – 200 с.
  3. 167. Цветкова А.Л, Электронная библиотека на основе информационной среды образовательного учреждения / А.Л. Цветкова // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – №5. – С. 67–75.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Основное общее
Ключевые слова  Информатизация, информационное обеспечение, электронные ресурсы, школа, школьная библиотека, электронная библиотека