Системы логических уравнений. Метод отображений
Задание на определение количества вариантов решения системы уравнений, с большим количеством неизвестных встречаются в ЕГЭ. Один из способов решения одного из вариантов задания B14 ЕГЭ по информатике широко описан в литературе. Однако можно отметить такие его недостатки как:
· отсутствие наглядности;
· обилие в рассуждениях фраз: аналогично, легко заметить, если … то, пусть и т.д.;
· трудность проверки и поиска ошибок.
Учитывая, что решение происходит в стрессовой обстановке, необходимо свести вероятность ошибки «по невнимательности» к нулю. Поэтому авторы предлагают оригинальный способ решения.
Рассмотрим систему логических уравнений.
Все уравнения, включенные в систему, однотипны, и в каждое уравнение включено три переменных. Зная x1и x2,можем найти все возможные значения x3, удовлетворяющие первому уравнению. То есть, зная пару (x1, x2) и определив значение x3, мы найдем пару (x2, x3), которая, в свою очередь, приведет к паре (x3, x4) и так далее. На каждом шаге имеем множество исходных пар из набора (00, 01, 10, 11) и множество полученных пар из такого же набора (00, 01, 10, 11). Исходное множество пар отображается само в себя. Построим такое отображение.
Сначала построим таблицу, в которой в первых двух столбцах переберем все варианты x1,x2, а в третий столбец впишем только такие значения x3, которые приведут первое уравнение к верному равенству. По таблице строим правило отображения множества пар само в себя.
|
|
Пара 00 дает две пары – пару 00 и пару 01. Пара 01 также приводит к двум парам – 10 и 11. Пара 10 даст только одну пару 01. И из пары 11 получается две пары – 10 и 11. На каждом следующем шаге пары будут образовываться по такому же правилу. Получаем ориентированный граф.
На каждом этапе количество пар 01 будет определяться суммой количества пар 00 и 10 на предыдущем этапе. Пусть Fэто функция, вычисляющая количество пар на следующем шаге. Получаем:
F(00) = F(00), в пару 00 входит одна стрелка от 00.
F(01) = F(00) + F(10), в пару 01 входят стрелки, ведущие от 00 и 10.
F(10) = F(01) + F(11), в пару 10 входят стрелки, ведущие от 01 и 11.
F(11) = F(01) + F(11), в пару 11 входят стрелки, ведущие от 01 и 11.
Остается построить таблицу для вычисления количества пар на каждом этапе.
Пара |
Количество пар |
||||||||
x1,x2 |
x2,x3 |
x3,x4 |
x4,x5 |
x5,x6 |
x6,x7 |
x7,x8 |
x8,x9 |
x9,x10 |
|
00 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
01 |
1 |
2 |
3 |
5 |
8 |
13 |
21 |
34 |
55 |
10 |
1 |
2 |
4 |
7 |
12 |
20 |
33 |
54 |
88 |
11 |
1 |
2 |
4 |
7 |
12 |
20 |
33 |
54 |
88 |
На последнем шаге получили одну пару 00, 55 пар 01, по 88 пар 10 и 11. Итого 1+55+88+88=232 набора, x1,x2, x3, … x10 приводящих систему логических уравнений к решению. Получаем 232 решения.
Обратим внимание, что данный метод позволяет значительно усложнить круг решаемых задач, добавляя особые условия (например, , ) или меняя правила построения уравнений в системе (например, у уравнений стоящих на четных местах в правой части поставить 1, а на нечетных 0).
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Система, логика, решение, метод, граф, пара |
Презентация доклада | Загрузить |
|