Логика шаг за шагом

1 Муниципальное Бюджетное Нетиповое Общеобразовательное Учреждение "Лицей №111", г. Новокузнецк, 2 Муниципальное Бюджетное Нетиповое Общеобразовательное Учреждение "Лицей №111", г. Новокузнецк
В статье описан учебно-методический комплекс, включающий в себя разработки в начальной школе и среднем звене, комплект электронных образовательных ресурсов, созданных авторами и их обучающимися (презентаций к урокам и библиотеку программ) для использования в учебном процессе. Для старших классов разработано пособие «Теоретические основы информатики. Логика» для изучения темы и подготовки к ЕГЭ.

В статье описан учебно-методический комплекс, включающий в себя разработки в начальной школе и среднем звене, комплект электронных образовательных ресурсов, созданных авторами и их обучающимися (презентаций к урокам и библиотеку программ) для использования в учебном процессе. Для старших классов разработано пособие «Теоретические основы информатики. Логика» для изучения темы и подготовки к ЕГЭ.

Начальная школа

В начальной школе закладывается смысл основных понятий отношений и связок. Эти задачи составляют часть учебно-методического комплекса «Алиса» [1], разработанного Мирончик Е.А. и Куклиной И.Д. Комплекс используется в работе с 1996 года. Этот материал получил I место в конкурсе ИНФО 2006/2007 в номинации «Логические задачи на уроках информатики в начальной школе». УМК «Алиса» рассчитан на три года обучения и включает в себя файлы-задания, методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для обучающегося.

Каждое задание сопровождается небольшим рассказом и рисунком (файлом). Яркие образы вызывают дополнительный интерес к задаче.

В рабочей тетради есть таблица-заготовка решения, а также дополнительное задание, которое можно решить самостоятельно на уроке или дома.

Среднее звено

Логике найдется место при изучении любой темы. Например, при объявлении темы учащимся предлагается определить ложные или истинные высказывания. В зависимости от правильности выбора открывается буква или «звездочка», открывая полностью или частично название темы урока.

Для работы над понятиями истинные и ложные высказывания на основе сказки Ф. Стоктона «Принцесса или тигр?» разработана презентация с настроенными триггерами. В этой сказке один узник должен отгадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой тигр. Если он укажет на комнату с принцессой, то он женится на ней, а если на комнату с тигром, то его (вполне возможно) растерзает тигр [2].

На уроках в начальной школе и среднем звене используются логические игры, написанные учащимися профильных классов.

Старшие классы

Комплекс заданий предлагаемых для старших классов сгруппирован в сборник «Теоретические основы информатики. Логика». Пособие можно использовать как в рамках подготовки к ЕГЭ, на уроках по теме логика или на факультативных занятиях.

В пособии имеется теоретический материал, в котором разобран оригинальный способ решения системы логических уравнений. Разработан большой блок заданий на каждый тип задач. В пособие включены задания повышенного уровня сложности.

В пособие включены двадцать вариантов домашней контрольной работы. Каждое задание оценивается максимум в 10 баллов. Далее действует система поощрительных баллов. В зависимости от даты сдачи за каждую задачу можно дополнительно получить от 1 до 5 баллов.

Список использованных источников
  1. Куклина И.Д., Мирончик Е.А. Логические «развивалки» от «Алисы» // Информатика и образование.- 2007.-№ 9-С.40-51.
  2. Рэймонд М. Смаллиан.- Принцесса или тигр? [пер. с англ.]: М.: МИР,1985.-221с.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Логика, методика, комплекс, задача, рабочая тетрадь, пособие
Презентация доклада  Загрузить