ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Автор: Зверева Вера Петровна, кандидат педагогических наук, доцент
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Политехнический колледж №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова
Статья содержит рассмотрение информационных технологий, в информационной составляющей воспитания. Понимание информационно- воспитательного пространства, его основных характеристик и структуры.

Проникновение информационных технологий во все сферы профессионального образования накладывает свою специфику на формирование социокультурного типа студента, в модели которого стержневыми характеристиками становятся конкурентоспособность, компетентность, мобильность, способность к быстрому отбору и усвоению необходимой информации, свободное владение своей профессией на уровне мировых стандартов информационного общества.

Такая постановка проблемы закономерно влечет за собой переосмысление информационной сущности профессионального воспитания и его категориального аппарата. Неслучайно в сферу педагогической науки все интенсивнее, активнее внедряются виртуальные, информационно-коммуникативные и компьютерные технологии.

Этому, безусловно, способствуют инновационные поиски ученых в области информациологии (В.В.Нечаев, И.И.Юзвишин и др.),профессионально-педагогического образования (Е.В. Бондаревская, А.С.Гаязов, В.А. Федоров и др.),информационно-коммуникативного обеспечения образовательного пространства (И.Г. Захарова, Г.П. Максимова, Е.С. Полат, В.А. Трайнев и др.).

В целях выявления информационной составляющей воспитания, позволим себе представить аспектный анализ этой категории, как социального явления и воспитательного процесса. Общеизвестно, что воспитание, как социальное явление предполагает совокупность взаимодействий и взаимоотношений общества и человека, обеспечивающее передачу социального опыта старшим поколением младшему поколению в пространстве жизни человека.

Данная трактовка адекватно согласуется с информационным пониманием накопленного человечеством социального опыта (искусственной информации), как совокупности отношений и отображений материальных объектов и предметов, придуманных и реализованных человеком [2]. В данном контексте безусловнароль информации, как универсальной информационногенной среды, являющейся основой развития природы и общества [4].

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании и воспитании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию студентов и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

– обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;

– развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;

– создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний студентов и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Основными характеристиками учебно-воспитательного процесса в социально-педагогическом аспекте общепринято считать - его социальный характер (отражение особенностей социального развития человечества в мега-, макро-, мезо-, микросредах), исторический характер (отражение тенденции и особенностей макросоциума в различные пространственно-временные эпохи его общественно-исторического развития), конкретно-исторический характер воспитания (отражение специфики развития мезосоциума и микросоциума на конкретном пространственно-временном этапе развития). В этих трактовках явно прослеживаются пространственно-временные и средовые признаки, сущностные характеристики которых наиболее адекватно описываются в понятийном аппарате информациологии [4].

Человек существует одновременно в различных образовательных пространствах, одни из которых взаимосвязаны и взаимодополняемы, другие слабо связаны между собой или же практически автономны.

В рамках образовательного пространства могут быть выделены следующие подпространства: единое информационное, виртуальное образовательное, информационное образовательное, единое воспитательное, социальное пространство студенческой группы, личное пространство человека (пространство жизни, пространство сознания человека) и т.д. [3].

Одно из определений информационного образовательного пространства формулирует его понимание, как информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов [3].

Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего колледжа в любое время и в любой точке пространства. Помимо доступности учебного материала, необходимо обеспечить обучаемому возможность связи с преподавателем, получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также возможность получения индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета. [4].

Для нас принципиально важным является экстраполяция выявленных значений образовательного пространства в контекст сущностных характеристик понятия «воспитательное пространство». Оно соответственно может быть представлено каксовокупность взаимоотношений и взаимосвязей, где осуществляются социокультурные идеи, социально-педагогические концепции, социально-воспитательные парадигмыи технологии их реализации, направленные на развитие и формирование личности будущего специалиста в пределах политехнического колледжа.

Надо согласиться с мнением ученых в области профессионального воспитания среднего профессионального воспитания в том, что воспитательное пространство может включать в себя множество других пространств, например, социокультурное пространство, этнокультурное пространство, медиапространство региона, информационное воспитательное пространство колледжа, личное жизненное пространство студента [3].Вместе с тем, в любой совокупности воспитательных пространств с объективной необходимостью должна проявляться высокая степень взаимосвязи, что явно прослеживается в следующей триаде взаимозависимых воспитательных пространств: пространство сознания личности (индивидуально-жизненный мир личности студента), воспитательное пространство (реальная окружающая действительность) и виртуальное медиапространство объективного мира (мир вне студента) в границах колледжа.При этом важно подчеркнуть, что совокупность воспитательных пространствдолжнаотражать взаимосвязанный и взаимозависимыйкомплексдуховных, материально-предметных, медиа - и других пространств, сопряженный с воспитательными процессами [4].

Таким образом, к основным характеристикам информационно-воспитательного пространства можно отнести ряд объективных измерений: физически-временное(характеристика информационного и воспитательного места); протяженность, объемность мыслимо-возможных и действительных границ (всемирные, региональные, корпоративные, локальные, пределы колледжа); культурно-географические особенности места, где происходит информационное социально-воспитательное взаимодействие, реализуются воспитательные взаимосвязи; временные параметры пребывания личности в воспитательной среде и структурно-функциональное, содержательно-смысловое [3].   

Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели образовательного и воспитательного процесса: переход от репродуктивного обучения — «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам — к креативной модели, когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи.

Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды — глобальном, измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.

Сформулированные принципы построения информационно-воспитательного пространства делают необходимым рассмотрение его, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий [4].

В этом контексте приемлемо толкование понятия «информационно-воспитательное пространство», какестественно или искусственно создаваемое социокультурное окружение студента, включающее различные виды, средства и содержание образования, способных обеспечивать его продуктивную деятельность.

Сравнение понятий «пространства» и «среды» позволяет сделать вывод, что первое отличается от второго более широким содержательным потенциалом, более обозначенной емкостью, многогранностью. Среда, в свою очередь, характеризуется такими параметрами как наполняемость объектами, факторами, условиями; объемом наполнения или окружения. Особо подчеркнем, что если пространство носит в значительной степени объективный характер, то понятие среда в большей степени субъективизировано, т.е. может носить организованный и управляемый характер.

Исходя из этого, под средой подразумевается искусственно создаваемое (организованное) социально-педагогическое и информационное окружение студента, включающее различные виды, средства и содержание воспитания, обеспечивающего его качественную профессиональную подготовку в пространстве педвуза.

Некоторые вопросы для дальнейших размышлений.

Можно выделить некоторые вопросы, постановка которых позволит каждому среднему профессиональному учебному заведению оценивать перспективы и возможности развития информационных навыков у своих студентов:

– В какой степени реализующиеся или разрабатываемые институциональные стратегии включают в себя базовые принципы формирования «информационной грамотности» своих студентов и сотрудников?

– В какой мере осуществляемая в данный момент деятельность колледжа в отношении информационных навыков отвечает, или способна отвечать, требованию повышения информационной грамотности студентов на всех выделенных уровнях образования?

– Существуют ли механизмы, способствующие координации и сотрудничеству между теми, кто заинтересован в развитии навыков более высокого уровня у студентов и сотрудников?

– Способствуют ли существующие на уровне курсов или программ механизмы разработки учебных планов включению в них идей развития «информационной грамотности»?

– Признается ли в системе СПО потребность «информационного общества» в обученных и информационно грамотных гражданах? 

 

 

Список использованных источников
  1. 1. Кинелев В.Г. Высшее образование в меняющемся мире // Унив. книга. 1998. №3. С. 11-16.
  2. 2. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация: Докл. на пленар. заседании Второго Междунар. конгр. "Образование и информатика", 1 июля 1996 г., М., 1996.
  3. 3. Кинелев В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 6-13.
  4. 4. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М.: Владос, 1998. 518 с.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное