СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ, ИНТЕРНЕТ-УРОКИ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ, ИНТЕРНЕТ-УРОКИ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
В современных дидактических средствах заложен огромный потенциал для эффективного обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий, оптимального дозирования учебной нагрузки для каждого ученика. Важно целесообразно и системно применять эти средства, комбинируя и учитывая все аспекты их воздействия на учащегося.
Цель обучения, казалось бы, ясна – научить работать с информацией, применяя новейшие технологии, понимать принципы, на которых они основаны, что позволит ученику стать полноправным членом информационного общества. В связи с этим мультимедийные учебники [1-5], разработанные автором данной статьи, создавались для: реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к обучению, отказа от репродуктивного стиля в организации практической деятельности для творческого развития личности.
Отличительными особенностями этих электронных учебников является их структура, web-ориентированный интерфейс, использующий разнообразные возможности гипермедиа, что гарантирует быструю к ним адаптацию и учащихся, и учителей, перед которыми (благодаря технологическим и дизайнерским приемам, предложенным автором) открываются новые возможности как известных программных продуктов, так и их совместного использования.
Скринкасты помогают ученику осваивать учебный материал в индивидуальном темпе, не приспосабливаясь к темпу, предлагаемому учителем и иногда значительно быстрее, чем одноклассники. В учебниках есть разнообразный учебный материал (графический, аудио, видео, интерактивная анимация) для поддержки всех форм учебной деятельности.
Мультимедийные учебники органично вписываются в сценарий занятий любого типа и, как показывает опыт, дают хороший эффект в сочетании с ЖК панелью, интерактивной доской, возможностями локальной сети и Интернета, являясь основой для Интернет-уроков по информатике, построенных по принципу интерактивного видео (рис.1).
Следует особо подчеркнуть, что ученикам предлагается для обработки информация продуманного эстетического и содержательного качества, развивающая художественный вкус, задающая нравственные ориентиры, направленная на сохранение психологического здоровья.
Каждый раздел учебника завершается заданием по созданию мини-проекта, при работе над которым главное внимание уделяется формированию навыков учащихся по отбору, систематизации и структурированию информации, выбору средств ее представления в соответствии с законами композиции и цветоведения.
Дизайну учебников, цветовым решениям уделено особое внимание, т.к. от их выбора зависит настроение, активность и общее психологическое состояние учащегося. При выборе цветового решения оформления учебного материала предпочтение отдано жизнерадостным, теплым, дружественным цветам, стимулирующим мозговую деятельность, не вызывающим быстрого утомления.
Такие учебники, одновременно, являются и средством обучения, и примером профессионального использования современных информационных технологий.
На учебном видео материале, практических, тестовых и проектных заданиях формируются навыки работы с информацией, избирательного отношения к ней отношения, продуманного выбора и применения средств ее обработки и представления и, в конечном итоге, формируется высокий уровень информационно-технологической культуры – главная цель обучения.
Литература:
- Соловьева Л.Ф. Информатика в видеосюжетах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 208 с. (+СD).
- Соловьева Л.Ф. Сетевые технологии: учебник-практикум для учителей и учащихся профильных школ, студентов и преподавателей педагогических вузов.– СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 416 с. (+СD).
- Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. (Работаем в Windowsи Linux). Учебник для 8 кл. (+2DVD) – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 256 с.
- Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. (Работаем в Windowsи Linux).Учебник для 9 кл. (+2DVD) – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 336 с.
- Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей 8-9 кл. (+DVD) – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 448 с.
- Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 464 с. (+DVD).
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | мультимедийные учебники, интернет-уроки |
|