ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОМ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Дистанционная поддержка очных учебных курсов – требование нашего времени. Это обусловлено особенностями организации профильного обучения старшеклассников, а также интенсивностью подготовки выпускников и будущих абитуриентов к экзаменам, что требует достаточно большого количества времени на самостоятельную работу учащихся. Внедрение дистанционных технологий в систему очного обучения позволяет также решить проблему привлечения дополнительного контингента обучающихся, что актуально для довузовской подготовки старшеклассников; снизить затраты на организацию образовательного процесса, повысить качество обучения, внедрить современные технологии в практику работы педагогов.
Идея дистанционного обучения популярна во всем мире. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение и остальное время на самообразование. При этом мировая практика показывает, что качественное обучение с использованием дистанционных технологий не уступает качественному очному обучению.
Распространение социальных сервисов web2.0, социальных сетей и других инструментов современного Интернета во всех сферах человеческой деятельности предопределили необходимость их использования в школьном образовании. «Педагоги на своей практике оценили удобство взаимодействия со школьниками в социальных сетях и блогах на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий; фиксации учебного расписания в планерах, ведения онлайновых классных журналов, сетевой проектной деятельности» (С.Буланов, Центр современных образовательных технологий).
Преподаватели факультета довузовской подготовки ОмГТУ используют ДОТ в своей работе не первый год, получая устойчивые положительные результаты. Для учащихся специальных профильных классов расширен доступ к обучающей среде за счет создания так называемых «виртуальных классов» - учебных блогов дистанционной поддержки преподаваемых школьных предметов. Блоги построены по календарно-тематическому принципу, материалы соответствуют утвержденному поурочному планированию.
Материалы виртуальных классов используются и на уроках, и самостоятельно изучаются учащимися дома. Особенно полезны учебные блоги тем учащимся, которые пропустили занятие по той или иной причине. В блогах содержатся материалы не только обучающего, но и контролирующего характера: тесты, опросные гугл-формы, текстовые лабораторные работы. Зачастую задания требуют комментарии к постам блогов, что способствует развитию коммуникативной культуры учащихся. Большое внимание уделяется творческим заданиям: созданию собственных учебных ресурсов, ведению электронных тетрадей учащимися.
Учебные блоги призваны удовлетворить разнообразные образовательные запросы старшеклассников. Так, специальный блог дистанционного тренинга «Задача каждый день» создан для подготовки учащихся к олимпиадам, где рассматриваются нестандартные задачи и подходы к их решению. Для целенаправленной подготовки учащихся к ЕГЭ нашими преподавателями подготовлены удаленные курсы в помощь учащимся. Физика, математика, информатика, русский язык – любой предмет, затребованный учащимися подготовительных курсов ФДП, преподаватели готовы предоставить в дистанционной форме.
Для оперативного оповещения учащихся, родителей и администрации базовых школ об учебных успехах нами созданы и размещены в Интернете специальные «Открытые журналы». Доступ на выборочный (постраничный) просмотр предоставляется учащимся, а также администрации школ и родителям. Вопросы и пожелания по содержанию открытого журнала можно оставлять в комментариях соответствующих классных блогов.
Таким образом, использование дистанционных технологий в очном обучении позволяет не только экономить время на занятиях, но и помогает интенсифицировать весь процесс обучения, уделить больше времени на развитие учебных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
- 1. Андреев А.А. К проблеме дистанционного обучения. URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/1.htm (дата обращения: 26.03.2012).
- 2. Полат Е.С. Дистанционное обучение. URL: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero4/pedag/polat.html.ru (дата обращения: 26.03.2012).
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Презентация доклада | Загрузить |
Полезное, актуальное направление деятельности отражено в данном докладе.
Изложенные методы действительно способствуют интенсификации учебного процесса. Мы тоже вводим в учебный процесс элементы дистанционных технологий обучения