Предпрофессиональная подготовка школьников в области информационных технологий
Решение проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для отрасли информационных технологий (ИТ) невозможно без создания эффективной системы подготовки старшеклассников, ориентированных на получение профессионального естественнонаучного и технического образования и дальнейшую работу в отрасли ИТ. Эта проблема неоднократно рассматривалась на заседаниях Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
В результате выполнения поручения Президента приказом Минобрнауки России № 2643 от 10 ноября 2011 г. внесены изменения в федеральный компонент действующих государственных образовательных стандартов (ГОС) среднего (полного) общего образования: в перечень требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы добавлены обязательные требования, направленные на их раннюю профессиональную ориентацию.
В соответствии с этими изменениями, профильный уровень стандарта любого учебного предмета, в том числе предмета «Информатика и информационные технологии» ориентирован на подготовку учащегося к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта предпрофессиональной деятельности. Также в разрабатываемый проект Федерального ГОС среднего (полного) общего образования в качестве одного из обязательных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы включено требование о приобретении определенного практического опыта предпрофессиональной деятельности, соответствующего интересам и способностям обучающихся.
Пути реализации предпрофессиональной подготовки школьников в области информационных технологий могут быть различными. Так, в 2011 году в рамках Федеральной программы развития образования под общим руководством НИУ ИТМО в нескольких регионах России была реализована программа дополнительной подготовки одаренных школьников по информатике, предусматривающая углубленное изучение программирования, алгоритмов и структур данных. Однако такая углубленная подготовка мало способствует получению практического опыта предпрофессиональной деятельности, поскольку решение небольших учебных задач не дает школьнику реального представления о работе программиста или системного администратора.
Наиболее полно практический опыт предпрофессиональной деятельности может быть получен при реализации в рамках старшей школы профессиональной подготовки школьников на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности по профессиям «Мастер по обработке цифровой информации» или «Наладчик компьютерных сетей», предложенной нами в [1].
Если в школе нет возможности полностью реализовать программу профессиональной подготовки старшеклассников, то новые требования ГОС можно выполнить за счет внеурочной проектной учебно-исследовательской деятельности школьников. При этом результаты проектов могут иметь практическую ценность, а навыки целеполагания, планирования, коллективной работы, приобретаемые школьниками, очень важны для их будущей профессиональной деятельности.
Исследования выполнены при поддержке Минобрнауки России в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 годы) № 14.740.11.0570.
- Шухман А.Е., Дженжер В.О. Реализация профессиональной подготовки школьника в области информационных технологий на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности // Всероссийская научно-практическая конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» Саратов, СГУ, 15-17 мая 2011 – Саратов: ООО «Издательский центр “Наука”», C. 27-29.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Предпрофессиональная подготовка Профильное обучение Информационно-технологический профиль |
|