ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Новикова Ирина Николаевна, Грамота Министерства образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Набережночелнинский политехнический колледж"
Для развития элементов творческой деятельности нужны активные методы проведения занятий, погружение в конкретную учебную или производственную ситуацию, мозговые атаки, деловые игры, решение творческих задач, выполнение курсовых проектов, моделирование и другие нестандартные формы проведения занятий.

В поисках различных средств повышения качества обучения студентов нельзя обойтись без опоры на творчество. Для развития элементов творческой деятельности стоит опираться на гипотезу Пономарева Я.А.: «Творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей».

Для развития элементов творческой деятельности нужны активные методы проведения занятий, погружение в конкретную учебную или производственную ситуацию, мозговые атаки, деловые игры, решение творческих задач, выполнение курсовых проектов, моделирование и другие нестандартные формы проведения занятий. При этом все формы уроков должны планироваться и проводиться с учётом современных педагогических технологий. Мне, как преподавателю информационных технологий и общетехнических дисциплин, предоставлена большая возможность применения творческих методов проведения уроков и развития творческой активности у студентов. А главным результатом такого подхода должно быть стремление к развитию личности – свободной, гуманной, духовной, творческой, практической, приспособленной к новым социальным и экономическим условиям.

Изучение информационных технологий – основа для познания истории и культуры родного края.Сегодняшний день предоставляет много возможностей сотворения мыслящего, инициативного, творческого человека. Для повышения творческой активности обучающихся мною используются различные приёмы. Это и семинары, и проблемно-проектные дискуссии, исследовательские уроки, уроки-экскурсии, деловые игры, игры-обсуждения, и др.

На уроках информатики при изучении раздела «Обработка текстовой информации: текстовый редактор MSWord» я поднимаю тему о том, знают ли ребята биографию и историю свой семьи. Даётся примерный план работы и вопросов для реферата: «Моя семья и мой город», в котором обучающимся предоставляется возможность установить связь истории своей семьи с историей города. Другие темы для творческого реферата: «Исторические и архитектурные памятники города Набережные Челны», «Были люди в наше время…» (о выдающихся строителях нашего города и КамАЗа), «Как много улочек хороших…» (о жизни и подвиге людей, чьими именами названы улицы нашего города), и т.д.

Урок-экскурсия.На одном из первых занятий по информатике я практикую 30-минутную экскурсию по аудиториям,  учебным лабораториям и мастерским нашего колледжа с тем, чтобы продемонстрировать использование средств ИКТ в других, отличных от изучения информатики, областях. Это аудитории инженерной графики, где студенты учатся основам черчения и конструирования деталей и узлов в профессиональной программе Adem. Это компьютерные лаборатории: КИПиА, сварки, программирования на автоматизированном оборудовании, где лаборанты нам демонстрируют процессы сварки или обработки материала на мини-станке как результат написанной программы для компьютера. И, наконец, поход в мастерские колледжа, где обучающиеся могут наблюдать работу настоящих станков с ЧПУ на токарном и фрезерном участках. Результатом таких занятий является задание для творческого реферата по теме: «Информационные технологии в профессии сварщика (электрика, станочника, автомеханика, и т.д.), либо создание буклета о профессии с использованием фотоматериалов.

Урок-семинар. Урок-семинар – одна из форм активной деятельности обучающихся на уроках информатики, которую я часто применяю в своей педагогической деятельности. Завершая изучение определённого раздела, последнее занятие отвожу на закрепление материала в форме проведения семинара. Группа разбивается на мини-группы по 3-4 человека, которым даётся задание по сбору материала для защиты данной темы. Представитель от каждой группы готовит выступление в течение заранее оговоренного времени. Как правило, данные выступления сопровождаются презентацией – творческим проектом, выполненным в MSPowerPoint. Уже стали традиционными семинары по темам: «Информатика в лицах» (по завершении изучения темы «История развития вычислительной техники»), «Аппаратное обеспечение ПК», «Программное обеспечение ПК», «Телекоммуникационные технологии».

Урок-игра.Каждый педагог стремится к тому, чтобы его занятия были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу обучающихся на творческо-поисковом уровне. Учитывая хорошие возможности самостоятельной работы в группе, для закрепления материала по теме «Структура программного обеспечения ПК», я выбрала форму нестандартного урока – сюжетно-ролевую игру «Защита информации. Правовая охрана программ и данных». Урок этого типа помогает обучающимся самостоятельно подобрать и изучить необходимый материал, оценить в ходе игры деятелей и явления экономического и правового процессов, поразмышлять  над различными точками зрения, сравнить аргументы разных сторон, подобрать факты для доказательства собственной позиции. Обучающиеся получают опережающее задание: подобрать материал по изучаемой теме, а именно: авторское право, его суть и законодательные акты; предмет авторского права в применении к компьютерной информации; компьютерные преступления и их последствия; уголовные наказания за компьютерные преступления.

Опыт интегрированных уроков.К сожалению, еще часто бывает так, что учитель не задумывается о содержательном наполнении практических заданий, уделяя большую часть времени отработке технологических навыков. Хотя, изучая табличный процессор MSExcel, можно решать задачи целочисленной арифметики, строить графики функций и закономерностей, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т.п. Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т.п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных MSAccess, можно формировать навыки классификации  и структурирования информации на основе характеристических свойств географических, социальных, физических и т.п. объектов. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Применение интегрированного подхода дает мне возможность добиться от обучающихся не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других дисциплин, а самим учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики – это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все изучаемые дисциплины. Так, при изучении темы «Технологии мультимедиа» я предлагаю в качестве творческих проектов создать видеофильмы по охране труда, материаловедению, технической механике, электротехнике, спецтехнологии, а также видеоролики о получаемой профессии или специальности. Инструментарием для работы могут быть различные приложения или программы, например, WindowsMovieMaker, PinnacleStudio, и др.

 Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Список использованных источников
  1. (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. М., 2000. 187 с.)
  2. (Андреев В.И., Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 312 с.)
  3. (Информатика и образование. Ежемесячный научно-методический журнал. 4-2011)
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное
Презентация доклада  Загрузить