Комплексный подход к формированию ключевых компетенций обучающихся среднего звена при обучении информатики и ИКТ

Автор: Волкова Алла Александровна 1, Победитель конкурса лучших учителей РФ2007, 2011, Почетная грамота Министерства образования Р
Научный руководитель: Волков Алексей Валерьевич 2
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 города Липецка, 2 МБОУ гимназия № 12 города Липецка

Одним из направлений инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. В тексте инициативы говориться «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей».

Как правило, программа «Одаренные дети» активно работает в школах России на старшей ступени общего образования, когда обучающиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Наряду с выявлением и развитием одаренности обучающихся, в современной школе большое значение отводится формированию компетенций школьников. Важную роль для достижения названных целей играет как урочная, так и внеурочная деятельности. При этом необходимо соблюсти баланс организационных форм деятельности  для формирования всего спектра компетенций.

В настоящее время существует большое количество подходов для определения перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования [1].

Рассмотрим один из подходов в организации познавательной деятельности обучающихся для системного и комплексного развития одаренности школьников и формирования их ключевых компетенций.

 

Организационная форма

Преобладающие компетенции

Гимназический кружок «Байт»

Коммуникативные компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Гимназические дистанционные олимпиады по информатике

Информационные компетенции

Компетенции личностного самосовершенствования

Муниципальные олимпиады школьников «Надежда»

Ценностно-смысловые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Игра-конкурс «Инфознайка»

Учебно-познавательные компетенции

Компетенции личностного самосовершенствования

Дистанционная олимпиада по информатике центра «Снейл»

Социально-трудовые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Проект «Познание и творчество»

Общекультурные компетенции

Учебно-познавательные компетенции

 

В рамках изучения предмета «Информатика» мы стараемся проявить интерес к участию в конкурсах по информационным технологиям. Не первый год в гимназии функционирует кружок «Байт», где занимаются учащиеся 5-6 классов. Эти занятия мало ориентированы на работу с компьютерной техникой. Основная их цель: решение занимательных задач по информатике.

Признавая значимость формирования у учащихся на уроках информатики готовности к информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ, мы считаем необходимым и приоритетным рассмотрение теоретических аспектов этого предмета, способствующих формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей обучаемых.[2]

Бесспорно, помощником при подготовке к занятиям является УМК по информатике для 5-6 классов Босовой Л.Л., издательства «Бином». Несмотря на то, что базисным учебным планом 2004 года не предусмотрено преподавание информатики в 5-7 классах, в МБОУ гимназии № 12 в классах лингво-информационной и политехнической направленности выделены часы на изучение данного предмета. На уроках ребята занимаются по учебникам из комплекта Л.Л. Босовой и выполняют задания в тетрадях на печатной основе, а на занятиях внеурочной деятельности активно решают задания из сборника «Занимательные задачи» того же автора.

Гимназисты, занимающиеся в кружке «Байт», являются активными участниками олимпиад и конкурсов по информатике.

В гимназии на сайтах предметных кафедр ежегодно проводятся дистанционные олимпиады для школьников. На сайте кафедры естественно-математических наук МБОУ гимназии № 12 г.Липецка (www.emn.ucoz.ru) ребята могут скачать задания по информатике и принести решенные задачи своему педагогу.

С 2010 года в городе Липецке проводятся муниципальные олимпиады «Надежда», которые нацелены на выявление и поддержку талантливых и одаренных школьников для их дальнейшего участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Каждый гимназист стремиться занять в них призовое место.

С целью активизации познавательного интереса школьников в области информатики и информационных технологий в гимназии проводиться игра-конкурс «ИНФОЗНАЙКА».Задачи пропедевтического уровня ориентированы на учащихся, имеющих первоначальные навыки работы с компьютером и начавших изучать курс информатики.

Задания для конкурса составляют организаторы. Все задания являются авторскими. Для подготовки к конкурсу оргкомитет ежегодно издает сборники заданий с ответами за прошлые игры (с 2005 года). Эти сборники также являются хорошими помощниками при организации занятий кружка. В 2010 году в гимназии 15 победителей игры «Инфознайка».

Не остаются без внимания и дистанционные олимпиады по предмету. В 2010-2011 учебном году большой интерес у кружковцев вызвала дистанционная олимпиада по информатике, организованная центром «Снейл». Олимпиада по информатике направлена на развитие у школьников информационной культуры и грамотности. Задания олимпиады приближены к заданиям ЕГЭ по информатике. Тематический подбор заданий соответствует требованиям общей образовательной концепции обучения информатике. Китаева Елизавета была награждена почетной грамотой за 3 место в данной олимпиаде.

С 2007 года гимназисты являются участниками проекта «Познание и творчество». «Познание и творчество» – это целый комплекс уникальных Всероссийских конкурсов, пользующихся огромной популярностью у ребят всех возрастов. Эти предметные олимпиады существенно отличаются от других своей необычностью и интересным наполнением. Задания, направленные на углублённое изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Конкурс можно выполнять не только в школе, но и дома. Каждая олимпиада помогает по-новому взглянуть на изучаемый предмет, сделать первые шаги в освоении ключевых наук, открыть в себе исследователя, творца и увлекательно провести время. Каждый вопрос конкурса одновременно и обучает, и развивает. В 2011 году Макарова Анастасия и Тимакова Светлана (6В класс) стали лауреатами данного проекта в номинации «Информатика. Начальный курс», а Мелузов Григорий (7Г) – в номинации «Офисный работник» для 6-11 классов.

На одном из первых занятий в этом учебном году я услышала разговор двух школьников: шестиклассницы, которая второй год посещает кружок и пятиклассника, который пришел на занятия впервые. Пятиклассник спросил у девочки: «Чем вы занимаетесь на занятиях? На компьютере играете?» А девочка ответила: «Мы не играем в игры, мы занимаемся информатикой».

Рассмотренный подход положительно влияет на формирование ключевых компетенций обучающихся среднего звена при обучении информатики и ИКТ.

Список использованных источников
  1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007
  2. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее