Подготовка школьников к олимпиадам по информатике в Лицее

Автор: Шилова Ирина Семёновна, Почетный работник общего образования, победитель ПНПО-2007
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей
В докладе освещены основные проблемы, возникающие при подготовке школьников к олимпиадам по информатике различного уровня, а также обобщен многолетний опыт работы и методика подготовки.

 

В настоящее особую актуальность приобретает проблема подготовки школьников к олимпиадам по информатике различного уровня.  Главной отличительной особенностью этих олимпиад является то, что фактически это олимпиады по программированию и уровень задач  мало соответствует  содержанию школьного курса информатики и ИКТ.

В  лицее города Фрязино  эта проблема решается комплексно:

·        В профильных математических  8-х  классах выделяется дополнительно к программе один час в неделю на предмет информатика

·        В  профильных классах старшей школы   Программирование  выделено как отдельный  предмет

·        С 2007 года у нас действует учреждение дополнительного образования Школа «Юный программист», которая не заменяет, а дополняет школьный курс информатики

На практике знакомство с правилами проведения олимпиад   и «борьба» с типичными ошибками при отладке программ  проводится практически при сдаче задач в автоматизированную тестирующую систему.  В практической работе  с учащимися по подготовке к олимпиадам,   для закрепления навыков,   требуется многократное решение задач определенного типа.  Поэтому каждый  «олимпиадник» получает свое, индивидуальное домашнее задание на сайте дистанционного обучения, разбор нерешенных задач проводится в группе, на занятиях в компьютерной школе. Подготовка школьника к олимпиаде  состоит из постоянных тренировок и более всего напоминает подготовку  спортсмена к соревнованиям.  Надо учитывать, что длительность олимпиад  с разбором задач  составляет не менее 6 часов, поэтому особое  значение имеет психологическая  подготовка.  Задача учителей и администрации - не превышать планку по другим предметам на период подготовки.  Требуется контроль и поддержка не только со стороны родителей и учителя, а иногда помощь и понимание администрации.

В  последние  6 лет ученики Лицея неоднократно становились победителями и призерами олимпиад самого различного уровня:  Заключительного этапа Всероссийской олимпиады,  Московской областной олимпиады, Открытой олимпиады «Информационные технологии»»,  Олимпиады школьников  «Ломоносов»,  Открытой олимпиады  школьников по информатике и программированию, Муниципальных олимпиад,  Московской олимпиады по программированию, Всероссийского конкурса КИТ и других.

Как готовить к олимпиадам по информатике в таких условиях?

·        Найти способных учеников и увлечь их программированием

·        Удержать от «соблазнов» on-line жизни

·        Стать им другом и сформировать из них команду

·        Тесно взаимодействовать с родителями, администрацией,  классными руководителями и учителями - предметниками

·        Быть готовым к тому, что на каком-то этапе кто-то из них вас перерастет

Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее