Актуальность межпредметных связей в преподавании информатики

ГКООУ "Санаторная школа-интернатт"
Учиться интересно и никогда не поздно, во всем можно увидеть новое, изучить, освоить и применить.

 

Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. На грани смежных научных областей образовались новые науки - биофизика, биохимия, физическая химия, медицинская радиология, биокибернетика, бионика и другие, практическое применение которых имеет огромную роль для человека. Благодаря созданию новых наук появились и новые открытия. Поэтому существование интегрированных  наук - это необходимость сегодняшнего дня.

 Прогрессивные педагоги разных эпох и стран подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Занимаясь межпредметными связями сделала для себя вывод, что информатика  может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе.

Оказалось, что больше всего для межпредметных связей подходят математика, биология и химия, история и обществознание, русский язык и литература, физика:

·         Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

·         Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.

·         Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.

·         Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.

·         Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.

·         Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.

·         Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.

При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:

·         Математические методы при решении задач информатики;

·         Физика – представление о кодировании сигналов;

·         Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;

·         Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;

·         История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;

·         ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;

·         Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

Технологичность становится сегодня одной из характеристик деятельности педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса, при этом обучая школьников следующему: 

1. алгоритмическому мышлению во всех областях жизни,

2. самостоятельной постановке задач,

3. выбору эффективных инструментов,

4. оценке качества собственной работы,

5. умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования,

6. умению работать в коллективе

Таким образом, межпредметные связи, осуществляясь в различных формах организации обучения и во внеклассной работе, призваны не разрушать, а укреплять предметную систему обучения.

Можно  выделить следующие виды межпредметных связей:

·         косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала информатики используются аналогии, примеры из других областей, а также прямая теоретическая связь из-за невозможности изучения темы учащимися без знаний из других школьных предметов;

·         практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств информатики, тем самым происходит изучение информатики, но на том учебном материале, который интересен учащимся, демонстрируется роль информатики, ее значение для других областей научного познания.

Умения, приобретаемые на уроках информатики, могут носить четко выраженный прикладной характер, тогда как содержание и решение задач требует также знаний по другим учебным предметам. Основополагающая цель прикладной направленности преподавания информатики – формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

При установлении и реализации межпредметных связей на том или ином уровне необходимо:

1.      Исходя из темы, четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение ведущих положений и основных знаний изучаемой темы;

2.      Обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;

3.      Объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;

4.      Содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных дисциплин;

5.      Нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.

      Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок.

Как показывает практика работы, межпредметные связи осуществляются преподавателями:

·         на отдельных занятиях (эпизодические) - первый уровень;

·         в системе занятий  (частно-системные) - второй уровень;

·         постоянно (системные) - третий уровень.

Третий уровень наиболее оптимален и эффективен, так как очень важно, чтобы обучающиеся видели в работе преподавателя и в его деятельности определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок обучающимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения.

 Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

·         доводить приобретенные знания до практического воплощения.

·         сосредоточить внимание преподавателей и обучающихся на узловых аспектах учебных дисциплин, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

·         осуществлять поэтапную организацию работы по установлению меж­предметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя по­ле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффектив­ного осуществления многосторонних межпредметных связей;

·         формировать познавательные интересы обучающихся средствами самых различных учебных дисциплин в их органическом единстве;

·         осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и обучающи­мися;

·         изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы совре­менности средствами различных дисциплин и наук в связи с жизнью.

·         устранять дублирование при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.

Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков – системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса.

Список использованных источников
  1. Карташова Л.И. Способы формирования познавательных интересов старшеклассников // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – М.: РУДН, 2007. № 2-3. – С.32-38.
  2. Левченко И.В., Карташова Л.И. Задачи межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации старшеклассников на уроках информатики // Информационные технологии в науке и образовании: Сборник научных трудов. – Воронеж: Научная книга, 2009. – С.68-73.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее