Интеграция химии и математики средствами информатики на подготовительном факультете

Авторы: Кузнецова Татьяна Ивановна 1, доктор педагогических наук, доцент, Бронзовая медаль ВДНХ - 1972 г., медаль "В память 850-летия Москвы" - 1997 г., юбилейный нагрудный знак "250 лет МГУ имени М.В.Ломоносова" - 2004 г.
Корнеева Ирина Витальевна 2
1 федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 2 Центр международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова
Возможности оптимизации процесса обучения химии на подготовительном факультете с помощью компьютерной техники достаточно широки. Использование компьютеров в учебном процессе позволяет, с одной стороны, высвободить время для более глубокого изучения основного материала, с другой стороны, прочнее овладеть опорными знаниями, умениями и навыками работы с вычислительными приборами.

В программе повторительного курса химии на подготовительном факультете предусматривается определенный набор типов расчетных задач. Перечислим основные из них:

  • вычисление относительных молекулярной и молярной масс вещества, отношения масс элементов и массовых долей элементов в сложном веществе, количества (массы, объема) продукта реакции по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию веществ, относительной плотности газа, массовой доли растворенного вещества и массы вещества в растворе, массовой доли (в %) выхода продукта реакции от теоретически возможного, массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примеси;
  • нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов, молекулярной формулы газообразного вещества;
  • определение вещества и его массы (объема), которое после реакции не прореагировало полностью;
  • расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; по термохимическим уравнениям; по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
  • расчеты молярной концентрации растворов.

Направления  применения  элементов  информатики  в  процессе преподавания химии в системе предвузовского образования разнообразны:

  •  для систематизации и объединения знаний по проведению экспериментов. В этом случае основной акцент делается на составление блок-схемы, которое возможно только в случае полной ясности в понимании учащимся всей темы во всех ее нюансах;
  • для описания последовательности вычислений при решении вычислительных задач. В этом случае обычно сначала используется словесно-пошаговый способ описания алгоритма, а затем, если есть возможность некоторых обобщений, то и его блок-схемное представление;
  • для  осуществления  вычислений, необходимых для решения задачи. Как правило, это делается по заранее разработанному алгоритму. При этом вычисления могут производиться как ручным способом, так и с помощью вычислительных средств;
  • для демонстрации решения вычислительных задач во всей полноте, т. е. не только для «доведения до числа», но и для расширения путем аналогий и обобщений определенного типа задач. В этом случае основной акцент делается на составлении программы и на последующей ее отладке.        

В докладе будут продемонстрированы наиболее яркие примеры этих направлений.

Возможности оптимизации процесса обучения химии на подготовительном факультете с помощью компьютерной техники достаточно широки. Использование компьютеров в учебном процессе позволяет, с одной стороны, высвободить время для более глубокого изучения основного материала, с другой стороны, прочнее овладеть опорными знаниями, умениями и навыками работы с вычислительными приборами.

Список использованных источников
  1. Кузнецова Т.И., Корнеева И.В. Оптимизация обучения химии на основе межпредметных связей//Школьные технологии, № 2, 2007, с. 108-116.
  2. Брычков Е.Ю., Кузнецова Т.И. Введение в информатику: Учеб. пособие для студентов-иностранцев высших учебных заведений. - М.: УРСС, 1997. - 208 с.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  интеграция, химия, математика, информатика, подготовительный факультет, повторение