Информационные технологии в образовании

1 Областное государственное автономное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Братский профессиональный колледж, 2 Братский профессиональный техникум

Информационные технологии в образование

 Аннотация

         Цель работы – обобщение педагогического опыта по использованию информационных технологий в образовании. Рассмотрены наиболее оптимальные формы и методы применения различных средств ИКТ в практической деятельности.

         Предназначена завучам и  учителям-предметникам, использующим информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

         XXI век – век развивающегося информационного общества, век высоких технологий. Федеральные программы «Развитие единой образовательной информационной среды»  «Электронная Россия» создали достаточно мощную инфраструктуру информатизации, которая позволила обеспечить практически все учебные заведения современной вычислительной техникой и периферийным оборудованием. Но самое главное, дала возможность использовать материалы глобальной телекоммуникационной сети Internet. И преподаватели, оценившие эту возможность, стали активно внедрять в педагогическую практику информационно-коммуникационные технологии в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего качество и эффективность.

         Под информационно-коммуникационной  технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

         Если рассматривать применение компьютерных технологий, то возникает закономерный вопрос: «Чем компьютер лучше учителя, и чем он лучше книг?»

         В традиционном процессе обучения  Загвязинский В.И. выделяет следующие противоречия [4,с.27]  :

·                     активность преподавателя и пассивность ученика;

·                     учебная программа рассчитана на среднего ученика;

·                     недостаток индивидуального подхода;

·                     информация представлена в абстрактно-логической форме;

·                     ограниченность во времени и т.д.

         Среди  преимуществ компьютерного обучения наиболее значимыми являются:

·                     активная позиция учащегося;

·                     переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;

·                     информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;

·                     «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;

·                     интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники, словари) и образовательными сообществами (учителя, консультанты).

         Компьютерные учебные программы заявили о себе как о средстве обучения ещё в начале 70-х годов прошлого века, но до сих пор не имеют общепризнанного названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как «программный комплекс», «обучающие программы», «программные педагогические средства» и др. Наиболее широким из них является понятие «программное средство учебного назначения» (ПСУН).

         Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя  электронные учебники, контролирующие учебные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, программно-методические комплексы, предметно-ориентированные среды.

         Главные требования к такой системе  заключаются в том, что:

·       тестовые вопросы и варианты ответов должны быть четкими и понятными по содержанию;

·       компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок;

·       в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос;

·       тестовых вопросов должно быть столько, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

·       вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы  исключить возможность их запоминания;

·       вопросы не должны начинаться с номера или символа;

·       варианты возможных ответов также должны следовать в случайном порядке;

·       необходимо вести учёт затраченного на ответы времени и ограничивать его.

         Компьютерные тесты и кроссворды вызывают больше положительных эмоций у учащихся, чем аналогичные задания на бумаге, а также они позволяют сэкономить время на уроке и индивидуализировать обучение.

         Уровень развития современных информационных технологий позволяет использовать их как на различных этапах традиционного урока, так и на уроках, построенных по современным педагогическим технологиям.

         В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков:

·                     урок с компьютерной поддержкой;

·                     урок с выходом в Internet;

·                     урок с мультимедийной поддержкой.

Таким образом, в настоящее время для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, учитель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру  путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Средства и формы медиаобразования дают преподавателю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий.   

Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.

 

Список использованных источников
  1. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе/ И.В.Галузо. Витебск, 2003.
  2. Информационные технологии в образовании/ авт.-сост.О.А.Минич: Красико-Принт, 2008.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное