Коммуникационные умения - неотъемлемая составляющая ИТ - образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Кировский лицей"
«…отчетливый образ будущего может повлиять на наше истолкование сегодняшнего дня». X А.Тоффлер

 

Сегодня знания, умения и навыки коммуникации становятся востребованными обществом. Современный выпускник школы должен уметь «грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях».

Присутствие компьютера и использование его в качестве партнера учителя, создает новые коммуникационные каналы, а, следовательно, и новые проблемы: психологические, педагогические, методические, дидактические. Видоизменяются коммуникативные умения особенно с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении. На уроках информатики, где компьютер является одновременно инструментом обучения и объектом изучения, происходит глобальная перестройка структуры коммуникативной деятельности ученика. Проблема формирования коммуникативных умений и навыков частично переходит из традиционных для этой области предметов на уроки информатики, где учащиеся изучают новые инструменты, способы, средства общения, раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников, единомышленников.

Необходимо выработать модель формирования коммуникативных умений: создание положительной мотивации, расширение коммуникативной базы в рамках урока, погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах, с применением информационно-коммуникационных технологий, конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий; учет специфических особенностей предмета информатики, где компьютер является одним из элементов коммуникативной системы урока; учет возрастных особенностей учащихся.

С целью формирования высокого уровня коммуникативных умений, возможно использование системы заданий по информатике.

На первом этапе - это задания, в ходе выполнения которых происходитзнакомство учащихся с элементами теоретических знаний, актуализация предыдущего опыта, включение коммуникативных задач. Умение, которое мы сформируем, должно обладать свойством переноса на задачи более широкого класса. В качестве примера можно привести укрупненные алгоритмы  по осуществлению отдельных видов деятельности, например алгоритм создания электронного документа в программе MicrosoftWord(этот алгоритм применим к большинству современных прикладных программных средств, а также практически ко всем программам пакета MicrosoftOffice).

Использование в формировании коммуникативных умений опорных сигналов (конспектов). В процессе работы с ними ученик вовлекается в коммуникативную деятельность (вербальная составляющая). При составлении и работе с опорным конспектом неоднократно происходит процесс свертывания и развертывания информации, анализ и синтез, кодирование и декодирование, эти процессы напрямую связаны с умениями передачи, хранения и обработки информации. Происходит усвоение большого объема фактического материала, возможность использования интерактивных опорных конспектов, интерактивной доски. Работа с опорными конспектами происходит как в группе, так и индивидуально. С помощью средств визуализации, доступных в программе, активизируется познавательная, а, следовательно, и коммуникативная деятельность школьника, повышается интерес к фактическому материалу по предмету.

При решении задач данного типа широко используются игровые ситуации, занимательные задания, нестандартные  уроки.

На втором этапе - задания предназначены для формирования коммуникативных умений, напрямую связанных с использованием ИКТ. От участия и поддержания диалога с компьютером на уровне «кнопок» до создания дружественных интерактивных информационных объектов, в основе которых лежит диалог человека с программой. Этому способствует изучение начал программирования,  что дает возможность ознакомиться с принципами построения диалогов при работе с компьютерной программой, рассмотреть коммуникативные возможности компьютера «изнутри». У школьников возникает необходимость  самостоятельной организации диалога. Здесь проявляется стиль общения,  учащиеся базируются на личном коммуникативном опыте, на образцах и примерах общения, которые их окружают. Но это и самый тяжелый для раздел информатики и одной из множества трудностей, является коммуникативная сложность усвоения. Так как появляется необходимость кодирования информации с помощью новых средств (блок-схемы, язык программирования).

Возможности создания мультимедийных объектов появляются в процессе изучения пакета офисных программ. На этом этапе внедряется метод рефлексии в процесс решения задач, создание «образа Я» Для этого задачи должны быть гибкими, предоставлять право свободного выбора. Учащиеся должны обмениваться  мнениями, информацией, задавать вопросы. В процессе рефлексии  большое место уделяется проведению диалога, но для успешного ее осуществления ученикам необходимо научиться корректировать этот процесс: учитывать точку зрения другого, учиться видеть себя и свои действия со стороны, точно и понятно формулировать свои мысли.

На третьем этапе– блок перехода на высокий уровень сформированности коммуникативных умений. Решение коммуникативных задач, сопровождается четкой постановкой цели коммуникации, определяются наиболее подходящих средства коммуникации, применение более широкого спектра программных и аппаратных средств компьютера, более свободное и осознанное применение рефлексии. На этапе выполнения заданий этого блока приоритетной формой  является метод проектов и его отдельные элементы.

Исходя из опыта можно отметить, что применение выше изложенного позволило изменить  уровень  сформированности коммуникативных умений учащихся, в основном, за счет уменьшения количества учащихся, находящихся на репродуктивном уровне и увеличения числа учащихся, находящихся на продуктивном и творческом уровнях.

Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее