Автоматизированные обучающие комплексы как средство развития информационно-технологической компетентности учащихся
Автоматизированные обучающие комплексы как средство развития информационно-технологической компетентности учащихся
Спирина Т.В., Троицкая Е.А., Монахов М.Ю., Артюшина Л.А.,
Владимирский государственный университет
В современной педагогике разработано немало инновационных идей и технологий для формирования информационно-технологической (ИТ-) компетентности учащихся. В основном ИТ-образование осуществляется на уроках информатики и ИКТ, но и учителя-предметники опосредованно могут осуществлять ИТ-подготовку.
Перспективные пути решения данной задачи мы связываем с внедрением в практику образовательного процесса автоматизированных обучающих комплексов (АОК) [1], разрабатываемых педагогами в соответствии с рефлексивной моделью обучения, которая предполагает, что у обучающихся в большей степени проявится умение анализировать изменения, происходящие в современном мире, умение определять критерии успешности собственной образовательной деятельности, умение планировать и конструировать собственную образовательную траекторию, выбирать приемы и методы работы с информацией, корректировать цели и способы образовательной деятельности, умение пользоваться методами рефлексии собственной деятельности [3]. Дидактическая основа АОК – интеграция современных педагогических технологий, в частности технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», и новых информационных и коммуникационных технологий.
АОК могут быть представлены как в формате локального электронного учебного пособия [2], так и в формате электронного учебного курса, изучаемого в рамках дистанционного обучения с использованием программного продукта MOODLE (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Учебныекурсы, представленные в АОК позволяют учащимся:
- получить информацию об объектах и явлениях, изучаемых в конкретной образовательной области;
- с помощью вопросов и заданий вступить в диалог с автором текста через текст, с другими учащимися, чтобы осмыслить, оценить полученную информацию, соотнести свою интерпретацию текста с мнениями других, в результате чего выработать определенную позицию по данному вопросу;
- сформировать умение уверенно пользоваться электронными образовательными ресурсами на основе современных web-технологий.
Таким образом, в современных условиях имеется возможность решить задачу развития ИТ-компетентности учащихся посредством автоматизированных обучающих комплексов на основе интеграции современных педагогических технологий и ИКТ.
Литература
- Монахов М.Ю., Троицкая Е.А., Спирина Т.В., Артюшина Л.А. Перспективы исследований в области разработки моделей адаптивного автоматизированного обучения Алгоритмы, методы и системы обработки данных: сборник научных статей; Выпуск 14 / Под ред. С.С.Садыкова, Д.Е.Андрианова – М.: «Центр информационных технологий в природопользовании», 2009, - 208 с.: илл.
- Спирина, Т.В. Интеграция современных педагогических и информационных технологий как основа конструирования электронных учебных пособий /Т.В.Спирина// Департамент профессионального образования. – М., 2009.
- Спирина Т.В.Рефлексивная модель образования на основе интеграции педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и интернет-технологий //Информационные технологии в образовательном процессе и управлении: Межвузовский сб.статей / Под ред. В.Н.Федосеева. – Шуя: Издательство «Весть».- 2007. 31.
Тип выступления | Публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Автоматизированный обучающие комплексы, рефлексивная образовательная модель, ИТ-компетентность |
|