Разработка курса «Основы алгоритмизации и программирования на языке Python»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №7
Обосновывается выбор языка программирования Python в качестве первого языка программирования, изучаемого в школьном курсе информатики. Рассматриваются основные возможности языка. Рассматривается структура и содержание курса «Основы алгоритмизации и программирования на языке Python».

 

Многие видят в информатике предмет, в котором преподаватель должен научить пользоваться современными информационными технологиями. Действительно, сейчас этот аспект курса, как никогда, актуален и злободневен. Но, как в школе, так и в вузе, информатика должна ориентироваться не на сиюминутные потребности общества, а строится на основе взглядов на будущее. Стержнем, на котором строится программа предмета «Информатика», должен по прежнему оставаться раздел «Алгоритмизация и программирование» поскольку именно при изучении этого раздела у обучаемых формируется системно-информационная картина мира, умение выделять объекты, процессы и явления, понимать их структуру и, что самое главное, вырабатывается умение самостоятельно ставить и решать задачи.

При изучении предмета «Информатики» в школе возникает следующая проблема: наличие большого количества современных прикладных программ привело к тому, что интерес учащихся к программированию значительно уменьшился. В связи с этой тенденцией и была начата разработка курса «Основы алгоритмизации и программирования на языке Python»

Интерес к данному языку в сфере образования в нашей стране растет довольно быстрыми темпами. За последний год появилось достаточно русскоязычной учебной и методической литературы по данному языку. Он может использоваться для реализации межпредметных связей, как язык, имеющий мощные графические и вычислительные библиотеки.

Отличительной особенностью языка Python является простой и ясный синтаксис, но используется стандартная библиотека, включающая большой объём полезных функций, расширяющих возможности языка. Он поддерживает  императивную, объектно-ориентированную и функциональную парадигмы программирования. Основными чертами языка являются динамическая типизация, автоматическое управление памятью, механизм обработки исключений, поддержка многопоточных вычислений и удобные высокоуровневые структуры данных. Код в Python организовывается в функции и классы, которые могут объединяться в модули. В составе Python поставляется большое число собранных и переносимых библиотек. Для языка Python существует много разных сред разработки, как  коммерческих, так и бесплатных.

Программа курса охватывает изучение практически всех разделов школьной информатики, связанных с изучением алгоритмизации и программирования. Содержание курса «Основы алгоритмизации и программирования» представлено двумя укрупненными модулями: «Алгоритмы и исполнители»(8 - 9 класс), «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» (10 - 11 класс).

Знания и навыки, полученные в процессе обучения основам программирования с использованием языка Python, по мнению автора, дают прочный фундамент для изучения аналогичных концепций в других языках программирования, рассматриваемых в старших классах и высших ученых заведениях.

 

Список использованных источников
  1. Лутц М. Изучаем Python, 4-е издание - Пер. с англ. - СПб.: Символ-Плюс, 2011. - 848 с.
  2. Грамаков Д.А. Выбор языков программирования для системы общего и педагогического профессионального образования. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Труды IV Международной научно-практической конференции. М., МГУ. 2009.
  3. Шапошникова С. Python: мой первый язык.// LinuxFormat 108, 2008.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное