Создание открытой информационной среды

ГБОУ ЦО №1099
В докладе представлены возможности повышения качества образования и воспитания в процессе создания единой информационной образовательной среды школы.
Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. X Норберт Винер

Современная школа, как система, становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед ней. Как должна эволюционировать система управления школой, чтобы соответствовать запросам времени? Проведенный в ряде исследований (Б.С.Беренфельд, С.В.Зенкина, А.А.Кузнецов, У.С.Полат,  В.В.Рубцов и др.) анализ позволяет утверждать, что новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательного процесса. Поэтому одним из направлений модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является создание новой открытой информационной образовательной среды.

На современном этапе  развития системы образования очень важно  не только обеспечить школу техникой и программным обеспечением (т.е. провести так называемую компьютеризацию), но и осознать важность создания единого информационно-образовательного пространства учреждения – той виртуальной среды, которая содержит ресурсы и инструменты обеспечения оптимизации процесса обучения и воспитания, направлена на развитие личностного потенциала учащегося и профессиональной компетенции педагога. Состав и взаимосвязь её компонентов должны иметь гибкую структуру и функционал, адаптирующиеся к быстроменяющимся условиям образовательного и воспитательного процессов,  способствовать оптимизации управления этими  процессами, облегчать взаимодействие всех участников образовательного процесса. Освоение, развитие и активное использование такой среды придает школьному образованию инновационный характер, является одним из факторов его модернизации.

Итак, перед школой стояли задачи создания и систематизации имеющихся информационно-образовательных ресурсов, а так же использования инструментов обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса средствами информационно-образовательной среды (системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов). Были определены приоритетные направления по созданию единого информационного пространства, ведущие к улучшению качества учебно-воспитательного процесса. Рис.1

Процесс информатизации на основе построения открытого информационного образовательного пространства активно проходил с 2008 года. На сегодняшний день выстроена структура пространства, которая детально изображена на рис.2

Основные этапы:

  • 2008/2009 учебный год – техническое оснащение: поставки техники, проведение общешкольной локальной сети и подведения сети Интернет ко всем учебным и административным ПК, создание автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя в каждом учебном кабинете, обучение педагогов и администрации (повышение их ИКТ-компетентности)
  • Начало 2009 года – разработка концепции городской экспериментальной площадки на базе ЦО №1099 «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ  «ШКОЛА ИНФОРМАТИЗАЦИИ».
  • 2009/2010 - создание внутришкольных сетевых ресурсов, разработка локальных актов по работе во внутришкольной информационной среде. Участие в эксперименте «Создание условий для реализации модели «Школа информатизации»
  • 2010/2011 учебный год – апробация системы ГШИС, использование ресурсов ЕОИС, развитие внутришкольного и внешнего взаимодействия участников образовательного процесса. Все представители администрации имеют высокий уровень ИКТ-компетентности.

Сентябрь 2001 года – школа получила новый инструмент управления – электронный журнал и приступила к реализации предоставления государственных услуг в электронном виде. Электронный журнал ГШИС был выбран неслучайно, достаточно долго администрация анализировала другие варианты. В результате был выбран именно этот продукт. Кроме удобства и функциональностинемаловажным фактором оказалось отсутствие дополнительных финансовых вложений со стороны родителей и школы.

Этот продукт позволил решить комплекс задач, стоящих перед администрацией школы:

  • Создание различных отчетов в автоматизированном режиме.
  • Оперативный контроль выполнения учебной и педагогической нагрузки.
  • Повышение ИКТ-компетентности сотрудников школы, обеспечение нового уровня культуры проведения учебных занятий.
  • Доступность электронного журнала в любое время и с любого компьютера.
  • Накопление и систематизация учебно-методических наработок, формирование портфолио педагогов и учащихся.
  • Анализ успеваемости и посещаемости учащихся, корреляция качества усвоения учебного материала по темам с учетом используемых методик и технологий обучения.
  • Общение педагогов по вопросам профессиональной деятельности, обмен опытом.
  • Организация виртуальных дополнительных занятий, консультаций.
  • Создание среды для активного участия родителей в школьной жизни.
  • Доступность общения в любое время и с любого компьютера.
  • Дополнительные возможности для организации воспитательной работы в школьной среде, самореализации учащихся и педагогов, развития взаимодействия администрации, педагогов, учеников и их родителей.

Качественные результаты использования:

  • Повышение уровня учебной мотивации, качества образования, так как каждый ребенок знает, что его успехи или неуспехи на уроках будут известны родителям практически в режиме реального времени.
  • Ведение учебного процесса с использованием курсов с ИКТ – поддержкой, размещенных в обновленной информационной среде школы.
  • Обеспечение наглядного, прозрачного, доступного образовательного процесса всем его участникам.
  • Повышение информационной культуры профессионального мастерства учителя на 38 % ( на основании проведенных исследований)
  • Повышение ИКТ – компетентности учащихся на 17% (показатели базовых компетенций, результаты диагностических работ МЦКО выше средних по округу и городу)
  • Повышение мотивации учащихся в освоении учебных предметов.

Опыт эксплуатации системы  показал ее эффективность:

  • 95% родителей являются активными пользователями системы, т.е. обращаются к журналу не реже трех раз в неделю.   
  • Можно говорить об экономическом эффекте внедрения системы, поскольку резко сокращаются непроизводительные затраты рабочего времени педагогов и администрации.

С точки зрения управления образовательным процессом:

  • повышается эффективность и быстродействие обратных связей;
  • все участники образовательного процесса имеют возможность наблюдать картину успеваемости в ее динамике;
  • существенно сокращается время принятия решений.

Итак, в настоящее время мы можем утверждать, что процесс информатизации нашей школы охватывает до 95% всех участников образовательного процесса. Основная часть работы проделана, но есть аспекты,  которые освоены еще не на должном уровне.

Администрация ставит перед собой задачи знакомства и обучения детей и учителей со вновь появляющимися технологиями и сервисами для более оперативного и продуктивного взаимодействия, например таких, как:

  • Использование вебинаров и телеконференций (как с помощью платного ПО, так и бесплатного и доступного практически всем) для дистанционного общения с родителями и учениками. Проведение педсоветов, родительских собраний и классных часов дистанционно в режиме реального времени.
  • Использования потенциала социальных сетей, в которых дети проводят достаточно большое количество времени.

В процессе создания и использования открытой информационно-образовательной среды происходят изменения, из которых хотелось бы отметить следующие:

  • изменяется функционал и роль руководителя;
  • изменяется организационная структура управления и появляется определенная регламентация деятельности;
  • изменяются способы управления образовательным учреждением, выраженные в делегировании полномочий и уровня ответственности за различные участки работы;
  • изменяется корпоративная (организационная) культура учреждения;
  • возникают новые формы взаимодействия, неформальная организация работы школьной команды.

Процессы информатизации как современные реалии жизни способны повлиять не только и не столько на процесс насыщения новыми информационными источниками и способами их обработки, но и на механизм управления, в нашем случае образовательными учреждениями. На начальном этапе отрабатываются навыки нового типа управления, которые более просто реализуемы в области информатизации, затем поэтапно будут изменяться и способы управления на уровне класса, школы и/или социальной среды.

 

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  образовательная среда дистанционное образование
Презентация доклада  Загрузить