Об эффективном раскрытии потенциала информатики в достижении метапредметных результатов обучения
Процесс внедрения в школу образовательных стандартов второго поколения обусловил необходимость ориентации методической системы обучения информатике на достижение новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных). Метадисциплинарный характер информатики обуславливает возможность эффективного достижения учащимися не только предметных, но и метапредметных объективно оцениваемых результатов: освоения межпредметных понятий и формирования универсальных учебных действий всех видов, большинство из которых носят информационный характер.
Действительно, ключевые понятия курса (модель, алгоритм, система и др.) являются фундаментальными, что обуславливает наличие межпредметных связей. Методы информатики (например, моделирование, системно-информационный анализ, эксперимент) являются общими методами познания естественных наук. А формируемые на уроках информатики способы деятельности (информационный поиск, представление информации в определенной форме и др.) являются универсальными при любой работе с информацией.
Эффективное раскрытие потенциала информатики напрямую зависит от методической организации процесса обучения, от грамотного построения структуры курса, использования соответствующих методов и средств обучения. Моделью структуры курса, отвечающей поставленным целям, можно считать систему содержательных линий – «устойчивых единиц содержания, образующих каркас курса» (С. А. Бешенков). Наиболее подходящим в выделении содержательных линий, является подход, основанный на определении основных объектов изучения информатики и методов их изучения, как феномена и инструмента этой естественнонаучной дисциплины (Е. А. Ракитина).
С учетом ориентации на новые образовательные результаты важно методически разграничивать понятия «содержательная линия» и «содержательный раздел». Одним из эффективных методов «выстраивания» содержательных линий, как «организующих идей образовательной области» (М. В. Рыжаков), является применение задачного подхода.
Деятельность учащихся должна быть организована как процесс решения разнообразных задач, создающих мотивацию к изучению нового. Система задач в рамках одной содержательной линии выстраивается таким образом, что каждая следующая задача приводит к уточнению и обогащению основных понятий, отработке способов деятельности. Предполагается использование объемных задач – проблемных ситуаций с множеством вопросов, позволяющих учащимся осознанно проследить все этапы решения: целеполагание, построение информационной модели, выбор инструмента ее реализации, анализ результата на соответствие поставленной цели. При этом выбор инструмента решения (например, среды программирования, табличного процессора или системы управления базами данных для создания конкретного информационного продукта – таблицы с данными) и освоение его функционала будут обусловлены изучаемой темой, в рамках которой дается задача. Но вне зависимости от темы, любая задача содержательной линии будет способствовать углублению и обобщению определенных ключевых понятий, носящих межпредметный характер, и формированию соответствующих им способов деятельности, то есть эффективному достижению метапредметных результатов обучения.
- Бешенков С.А. Курс информатики в контексте новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2008. № 9. С.17-22.
- Ракитина Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2002 – 485 с.
- Рыжаков М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1999 – 371 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400 (дата обращения: 20.03.2012 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 20.03.2012 г.)
Тип выступления | Публикация |
Уровень образования | Основное общее |
Ключевые слова | метапредметные результаты обучения, содержательная линия, задачный подход |
|