ИТ – технологий в образовательном процессе школы и методы их изучения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Кировский лицей"
«знаю, умею и умею применять на практике»

 

В настоящем роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.

Однако недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией. Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности, которые могут в какой-то мере обеспечить решение задач содействующих успешной социализации, а также профессиональному самоопределению учащихся. 

Необходимо признать то, что изучение ИТ - технологий ведет к формированию ИКТ компетенции, где проявляются  такие знания и умения учащихся, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, свободно и легко перестроиться в соответствии с предъявленными требованиями.

 Ее формирование зависит, прежде всего, от организации учебного процесса, от применяемых форм и методов обучения учащихся.

Готовых решений того, как перестроить содержание и методику обучения, чтобы наряду с предметными знаниями формировались необходимые ключевые компетентности, на сегодняшний день нет.

Действительно, можно ли сегодня с уверенностью сказать, что учащийся, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, способен решать насущные практические задачи с помощью компьютера? Конечно, нет.

Начать необходимо с разработки новых практических заданий, в которых основным было бы решение прикладных задач. Т.е. в первую очередь решалась бы сама задача, включающая все или отдельные этапы работы с информацией, и только во вторую учащийся подбирал бы и использовал необходимые инструменты. Например, задание состоит в том, чтобы из разных источников найти, сравнить, выбрать, классифицировать информацию по заданной теме и представить в том формате, который наиболее полно (или с учётом требований) её отразит. В этом случае инструменты, как таковые, будут играть второстепенную роль, и учащийся сможет сам их выбрать из тех, которые освоил.

Таких задач, к сожалению, мало, либо их нет совсем в практике учителей информатики.

Одна из причин такой ситуации состоит в том, что сложившаяся методика преподавания информатики свелась исключительно к теоретическому изучению компьютерных и программных инструментов, и, к сожалению, очень мало внимания уделяется их применению для решения практических задач. Получается, что учащиеся знают весь набор существующих инструментов, а какие из них лучше выбрать и как использовать в конкретной жизненной ситуации — эти вопросы остаются для них весьма сложными. По сути, это приводит к тому, что дети хорошо заучивают приёмы работы по шаблону, и если задача ему не соответствует, она становится для них фактически неразрешимой.

Должен быть интерес,  чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивированно оправдать действие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.

Для реализации выше сказанного наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников. Кроме этого целесообразно изучить сферы применения ИТ – технологий, привлекать для организации урока людей разных профессий. Очень важна организация и выполнение творческих заданий, проведение уроков таких как -  «погружения», уроки - деловые игры, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучение учащихся, уроки, которые ведут учащиеся, уроки - ролевые игры, уроки- конференции, интегрированные уроки, уроки- экскурсии, уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ.

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами когда могут сами поставить вопрос зачем, почему, как и сами на них ответить. Тогда  и обучение принесет свои плоды в будущем.

 

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее