Мастерские конференции
Мастерские, запланированные к проведению в рамках конференции и их описание.
Для участия в обсуждении в рамках мастерских необходимо до 23 апреля прислать тему и краткое содержание выступления, соответствующие заявленной тематике мастерской. Материалы необходимо присылать в формате тезисов доклада (отобранные выступления также будут публиковаться на сборнике докладов конференции), используя соответствующий линк для выбранной мастерской на сайте конференции. Мастер отберет наиболее интересные и релевантные доклады и оргкомитет заблаговременно сообщит об этом решении автору.
Мастерская «Цифровые компетенции учителя» |
Мастерская «Проектная деятельность в школе» |
Мастерская по взаимодействию науки и бизнеса в IT |
Мастерская «Технологические лифты не только для победителей» |
Мастерская «Цифровые компетенции учителя»Мастер - Евгений Карлович Хеннер, доктор физико-математических наук, профессор, чл.-корр. государственной академии наук – Российской академии образования профессор кафедры информационных технологий, Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ПГНИУ)
Организаторы мастерской исходят из того, что подготовленность учителя к работе в цифровой среде современной школы является одной из ключевых проблем цифровизации образования.
Целью мастерской является уточнение понятия «Цифровые компетенции учителя», обсуждение требований к ним и выработка рекомендаций по способам формирования цифровых компетенций как студентов педагогических вузов, так и действующих учителей (в зависимости от уровня их ИКТ-компетентности).
Вопросы, предлагаемые для обсуждения (список может быть расширен по предложениям участников):
1. Как соотносятся между собой понятия «ИКТ-компетентность учителя» и «Цифровые компетенции учителя»? Цифровые компетенции – модная смена тренда или сущностное обновление понятий?
2. Как детализировать требования к цифровым компетенциям учителя? Можно ли принять за основу этих требований в отношении российских учителей Европейскую рамку цифровых компетенций педагогов, соответствующие документы ЮНЕСКО, других международных организаций? Как спроецировать эти требования на текущее состояние российской школы и реальную «цифровую подготовленность» российских учителей?
3. Как формировать цифровые компетенции будущего учителя в процессе получения педагогического образования? Какие для этого нужны учебные материалы, технологии и пр.? Как способствовать углублению цифровых компетенций работающих учителей?
Результатом работы мастерской станут рекомендации по указанным выше вопросам.
Мастерская «Проектная деятельность в школе»Мастер - Александр Владимирович Гиглавый, Заместитель директора, научный руководитель ГБОУ "Школа №1533 "ЛИТ"
Цель нашей встречи – оценить потенциал создания в сетевых сообществах учителей и учащихся условий для формирования стремления изобретать и строить модели реальности, экспериментировать с математическими абстракциями и просто увлеченно рассуждать.
Значимый эффект применения цифрового моделирования в образовании наступает тогда, когда ученик сам создает модель, а не пользуется уже готовой. «Внезапно перестаешь чувствовать себя тупым, начинаешь видеть все связи между понятиями – так классно!..» Это ощущение знакомо и школьнику, и студенту, и опытному инженеру. Определение этого состояния хорошо известно – его называют «озарением, insight».
Учащиеся осваивают комплекс навыков и компетенций только тогда, когда они активно, уже на ступени основной школы, вовлечены в проектную работу. Сегодня в Федеральном государственном образовательном стандарте для классов старшей ступени уже закреплено представление об индивидуальном проекте как форме образовательной деятельности учащихся. Заказчиками, предлагающими темы проектной работы, становятся представители ИТ-сообщества России и преподаватели профильных факультетов.
Освоение в школе алгоритмического мышления, гибких навыков аналитической и творческой работы с цифровым контентом, а также технологий социального взаимодействия, применяемых в цифровой экономике, позитивно воспринимается обществом.
Мастерская по взаимодействию науки и бизнеса в ITМастер - Дмитрий Ватолин, Директор Лаборатории Компьютерной Графики и Мультимедиа, МГУ
На каждый рубль, вложенный государством в науку в России приходится 50 копеек, вложенных компаниями. На каждый юань, вложенный государством в науку в Китае приходит 4 юаня, вложенных компаниями. Это 8-кратная относительная разница кардинально меняет не только общий уровень финансирования, но и приоритеты исследований китайских научных лабораторий.
Кроме того, за последние 2 года с распространением коронавируса у многих IT компаний появилось больше возможностей по организации стажировок студентов, а студенты более охотно шли на них, ведь теперь большинство лекций можно посмотреть в записи. Как следствие — заметно вырос процесс студентов, которые совмещают работу и учебу, особенно на старших курсах. В университетах при чтении курсов многие преподаватели были вынуждены снижать планку требований, поскольку студенты достаточно массово не соответствовали уровню, который был нормой еще пару лет назад.
В дополнение к этому в последние 3 года кардинально вырос спрос на IT специалистов и существенно выросли их зарплаты, особенно в области Data Science и Computer Vision. Как следствие, люди уходят на работу в компании, часто бросая работу в университете. Автор с печалью наблюдал, как прекратился набор в группу компьютерного зрения лаборатории компьютерной графики ВМК МГУ, с одной стороны поскольку студенты получив минимальные знания тут же уходили работать (и делать с ними проекты как раньше стало практически невозможно, до аспирантуры не доживает вообще никто), с другой стороны — все сотрудники этого направления ушли на постоянную работу в компании.
Как следствие, наблюдается интересная картина — разрушается подготовка специалистов (которые писали дипломы и диссертации по теме) по наиболее востребованным направлениям именно в силу высокой востребованности в области.
Мастерская «Технологические лифты не только для победителей»Мастер - Павел Геннадьевич Гудков, Заместитель Генерального Директора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям)
Сегодня все больше внимания уделяется выявлению и развитию талантливых детей и подростков: создаются центры научно-технического творчества, хакатоны, конкурсы в рамках платформы «Россия – страна возможностей». Однако, что делать с теми, кто не проходит конкурсные процедуры и не попадает в число отобранных? Каков их уровень мотивации? Как стимулировать их к обучению, освоению новых навыков, развитию компетенций и талантов? Почему одни дети хотят стать программистами, а другие этого бояться?
Что играет ключевую роль в достижении того или иного уровня мотивированности: образовательная среда, семья, генетическая предрасположенность или религиозные традиции? В условиях доступности информации и современных технологий (в том числе образовательных) как мотивировать людей различных возрастов, уровней образования и социального статуса пользоваться ими во благо собственного развития?
Престижные вузы, школы, акселлераторы стартапов, конкурсы – все ставят своей целью отбор и выявление перспективных людей. Но немногие становятся победителями, большинство остаётся в статусе участников. Можно ли создать систему, способную развивать и стимулировать людей, не вошедших в число победителей, не прошедших воронку отбора?