О подготовке будущих менеджеров в сфере информатики



Автор: Анацкая Алла Георгиевна, кандидат педагогических наук
АНО ВПО Омский экономический институт
Рассматривается роль информационных технологий в профессиональной деятельности менеджеров. Обосновывается необходимость формирования информационной компетентности при обучении информатике будущих менеджеров в вузе.

О подготовке будущих менеджеров в сфере информатики

На современную практику ведения бизнеса существенное влияние оказывают информационные технологии: в компаниях внедряются различные автоматизированные информационные системы; распространяются системы электронного документооборота; широкое применение находят облачные технологии; активно используются программные приложения общего и специализированного назначения.

Информационная деятельность менеджера характеризуется осуществлением сбора информации из различных источников, выполнением аналитической обработки информации, ее распространением и принятием решений. Таким образом, особенность этой деятельности состоит в том, что предметом труда является информация, средством труда – информационные технологии, а результатом – принятие управленческого решения.

Использование информации в профессиональной деятельности менеджера приобретает особое значение, т.к. на основе анализа информации вырабатывается управленческое решение. Кроме этого менеджер выступает в роли источника информации для сотрудников.

Активное применение менеджерами информационных технологий позволяет изменить реализацию бизнес-процессов, а также стиль управления. Традиционные методы ведения бизнеса стремительно устаревают, и даже сами информационные технологии постоянно развиваются и модифицируются. Современный менеджер должен обладать информационной культурой и быть готов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Для менеджеров, по сравнению с другими направлениями подготовки в сфере экономики и управления, отличительными особенностями обучения информатике являются компетенции, позволяющие свободно владеть методами и программными средствами обработки деловой информации с целью поддержки принятия управленческих решений, а также эффективного использования корпоративных информационных систем.

В структуре информационной компетентности выделяют три компонента: получение, оценивание и использование информации.

В настоящее время широкое распространение получают распределенные базы данных, экспертные и поисковые системы, облачные технологии, таким образом, информация может быть востребована в любом месте в любое время. Данные тенденции следует учитывать при формировании содержания обучения информатике.

Учитывая вышесказанное, целесообразным, на наш взгляд, является включение в учебный план подготовки будущих менеджеров по профилю «Управление малым бизнесом» учебных дисциплин, позволяющих сформировать у студентов полноценное представление о современных информационных технологиях. К таким дисциплинам относятся: «Информатика», «Пакеты прикладных программ», «Интернет технологии ведения бизнеса», «Информационные технологии в менеджменте», «Инновационное развитие предприятий малого бизнеса на основе информационных технологий».

Последовательное изучение указанных дисциплин позволит сформировать информационную компетентность будущих менеджеров, что будет способствовать их востребованности и конкурентоспособности на рынке труда.

Список использованных источников
  1. Доналд А. Маршанд. Фрагменты из книги «Мастерство: Менеджмент» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/info_processing.shtml
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «080200 Менеджмент», квалификация (степень) бакалавр : федеральный портал «Российское образование». – М., 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm544-1.pdf
  3. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  информатика, информационные технологии, обучение, студенты-менеджеры, информационная кометентность