Трансформация российского образования и взгляд извне: как оценивают математическое и инженерное образование российские IT-специалисты, работающие за рубежом



Автор: Земнухова Лилия Владимировна, кандидат социологических наук
Европейский Университет в Санкт-Петербурге
В докладе представлен взгляд на трансформацию современной системы образования отечественных ИТ-специалистов, работающих в России и за рубежом.

Высококвалифицированная миграция и массовый отъезд ИТ-специалистов после распада Советского Союза сделали советскую инженерную известной по всему миру. Легенды и ностальгия по советскому образованию охватывают всю систему: воспоминания уходят далеко к дошкольным кружкам и клубам, далее к математическому уклону начальной школы, внеклассным занятиям, к участию в олимпиадах до и для поступления в вузы, а также нелегкая учеба на физико-математических факультетах, и наконец – реальная практика, находящаяся, как кажется, в огромном отрыве от теории, но показывающая её необходимость. Эти и другие темы всплывают в разговорах о том, почему было важно получить хорошее образование в советское время, и насколько оно оказалось значимым для дальнейшей успешной зарубежной карьеры. Однако, в последнее время всё чаще и в большей степени подчеркиваются общие негативные тенденции трансформации современной системы образования. В докладе представлены результаты исследования, основанного на биографических интервью с ИТ-специалистами в России и Великобритании, получившими профессиональное образование в советских или постсоветских странах в области математики, физики, ИТ или смежных специализаций.

Нынешний процесс выстраивания образовательной системы вызывает неоднозначную реакцию и оценки не только экспертов, но и широких масс – участников процесса. Макро-проблемы этой системы связаны с бюрократическими аспектами, либеральными реформами, некомпетентностью ответственных за «будущее» чиновников. В то же время, локальные трудности учебных заведений решаются в зависимости от набора ресурсов – символических (авторитеты, имена), социальных (связи, знакомства), материальных (финансы, собственность), политических (за или против). Констелляция таких ресурсов позволяет инициировать, продвигать, лоббировать, поддерживать новые образовательные программы и развитие существующих. ИТ-сфера оказывается одной из самых активных в реализации подобных проектов, в частности, потому что индустрия особенно в этом заинтересована.

Локальные рынки труда в области ИТ характеризуются своими особенностями: ИТ-компании формируют основной спрос на специалистов и поэтому могут выстраивать новые (свои) механизмы как сотрудничества с вузами, так и тренинга квалифицированных специалистов. Практический опыт, который получают выпускники отечественных вузов, увеличивает их глобальную конкурентоспособность и способствует повышению мобильности, и в результате – внутренней и внешней миграции. Такие специалисты становятся участниками глобального рынка, в котором потоки высококвалифицированной миграции приобретают национальные черты. Соотечественники оказываются основателями ИТ-компаний мировой значимости, создают и выстраивают факультеты в лучших университетах мира, принимают непосредственное участие в развитии отрасли. Некоторые из них стремятся поддерживать связи с представителями русскоязычной профессиональной диаспоры или же обращаются за помощью и предложениями о сотрудничестве к коллегам на Родине. В таких случаях большое значение приобретают связи, появившиеся еще во время получения высшего образования или профессиональной подготовки. Учебные заведения становятся «копилкой» ценных кадров и потенциальных партнёров, таким образом, подтверждая ценность альма-матер и образовательных институций вообще. Несмотря на общие негативные оценки происходящих изменений, ностальгический образ образования, развивающегося по инерции с советских времен, продолжает выполнять функции профессионализации применительно к ИТ-специалистам и формирования их глобального сообщества.

Список использованных источников
  1. Работа выполнена в Центре исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге при поддержке гранта Правительства РФ по постановлению 220 (Договор №14.U04.31.0001).
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное