Можно ли массово готовить супер-кадры или как нам реорганизовать базовые кафедры.



Автор: Никитин Виктор Васильевич, кандидат технических наук, доцент
Parallels
рассмотрена парадигма массовой подготовки супер-кадров для хайтека и пример ее реализации в НГУ и МФТИ

Можно ли массово готовить супер-кадры или как нам реорганизовать базовые кафедры.

Анализ текущей ситуации.

1. «Система Физтеха» в советское время доказала свою высокую эффективность. Однако в условиях иной экономической модели и грядущего нового технологического уклада стоит задача глубокой модерни-зации этой системы.

2. Компании Яндекс, Abbyy, Parallels, Acronis, IBS, 1C, JetBrains и ряд других плодотворно сотрудничают с высшей школой, привнося новые качества в партнерство образования, науки и индустрии, обеспечи-вая достаточно высокое качество прикладной подготовки студентов.

3. Однако есть ряд проблем организационного, финансового и методического характера, которые сегодня сдерживают широкое развитие системы базовых кафедр высокотехнологичных компаний.

4. Бурно развивающееся на западе дистанционное обучение и соответствующие электронные ресурсы создают новую образовательную среду, широкие возможности и новые вызовы.

5. Выполняемый в настоящее время совместный проект по п.218 Parallels – НГУ – МФТИ – основа для дальнейшего развития прогрессивных форм организации базовых кафедр.

Идея.

Тиражируемая модель сетевой базовой кафедры с отличительными чертами:

• Серьезная фундаментальная подготовка на младших курсах бакалавриата (с продолжением в маги-стратуре);

• Переход на старших курсах бакалавриата и в магистратуре в основном на проектно-исследовательское обучение студентов;

• Сложный и протяженный исследовательский проект (НИОКР) задает содержание и траекторию обу-чения студента на старших курсах бакалавриата и в магистратуре;

• Значительная часть образовательного контента – в форме е-обучающих материалов, студент само-стоятельно ими овладевает, обязательно есть интерактив с тьютором;

• Контроль в рубежных точках траектории обучения, синхронизация НИОКР и обучения; • Серьезные научные публикации – обязательный KPI студента;

• Компания задает и регулярно обновляет список предлагаемых НИОКР;

• Квалифицированные сотрудники компании – менторы НИОКР и тьюторы профильных е-дисциплин;

• Возможность сетевого междисциплинарного проектного взаимодействия нескольких компаний, вузов, в т.ч. зарубежных;

• Все обучение отражается в интегрированной среде е-базовой кафедры;

• Соответствие стандартам CDIO;

• На выходе обучения – серьезная работа (возможно, с коммерческим потенциалом) /диссертация).

Реализация.

Подготовки и ход реализации сетевой базовой кафедры Parallels в МФТИ и НГУ в 2014-2015 годах.

Список использованных источников
  1. E. Crawley, J. Malmqvist, S. Östlund, Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach. - Springer, 2014
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  проектное обучение проблемное обучение базовая кафедра онлайн обучение
Презентация доклада  Загрузить