О синергизме в практике сотрудничества СамГТУ и ИТ-компаний в области информационных технологий при подготовке ИТ-специалистов



Авторы: Яшин Владимир Николаевич 1, кандидат технических наук, доцент, Почетное звание "Заслуженный работник науки и образования", Российская академия естествознания, сертификат №01282 от 21.09.2011 г.
Зайвый Вячеслав Владимирович 2, доцент, Грамота Минобрнауки
1 Самарский государственный технический университет, 2 Самарский государственный технический университет

Современный образовательный процесс в вузах должен базироваться на новых образовательных технологиях, обеспечивающих подготовку специалистов в условиях информационного общества. Становление и развитие информационного общества, вкотором резко возрастают потребности в количестве и качестве получаемой информации, требует изменения парадигмы образовательного процесса, направленного на широкое применение когнитивных подходов в образовании и повышения его эффективности. И если когнитивные подходы рассматривают образовательные процессы как составляющие общего процесса информационного обмена между человеком и информационным образовательным пространством, то повышение эффективности образовательного процесса в значительной степени связано с синергизмом. В образовании синергизм состоит в повышении эффективности обучения за счет использования взаимного усиления различных видов образовательной деятельности. В этом процессе значительную роль играет взаимосвязь образовательных учреждений икомпаний при подготовке ИТ-специалистов. При этом синергетический эффект в образовательной деятельности вузов будет во многом зависеть от выработанных стратегий и тактик сотрудничества с ИТ-компаниями. Практика сотрудничества кафедры информационных технологий (ИТ) СамГТУ и ряда ИТ-компаний показала, что максимальный эффект от сотрудничества обеспечивается за счет достижения согласованности действий в выборе и применении образовательных стандартов в учебном процессе кафедры.  На кафедре ИТ СамГТУ ведется подготовка специалистов, в которой активное участие принимают ИТ-компании. При этом максимальный синергетический эффект достигается за счет совместных усилий кафедры и привлекаемых ИТ-компаний, а также согласованного использования образовательных стандартов в учебном процессе, ориентированных на подготовку современных специалистов. Среди таких активно сотрудничающих компаний можно выделить:«Magenta», «CQG», «Microsoft», «NetCrache», «EpamSystem», «D-Link» и др. Совместными усилиями кафедры ИТ и представителей ИТ-компаний в соответствии с компетенциями ФГОС проводились и проводятся учебные занятия по дисциплинам: «Сетевые технологии», «Проектирование ИС», «Системная архитектура ИС», «Управление ИС» и др. Так, рамках соглашения о сотрудничестве с компаниями NetCracher и EpamSystem, организован учебно-научный центр при кафедре ИТ, в котором группа студентовпрошла обучение по учебным курсам «Корпоративные технологии разработки на языке Java» и «Особенности проектирования баз данных с использованием СУБД Oracle», «Разработчик ПО на платформе .NET» (3 месяца), «Разработчик ПО на платформе Java» (4 месяца),  «Специалист по тестированию ПО» (2 месяца). Кроме того, активное участие в подготовке сертифицированных специалистов на факультете при кафедре ИТ приняла компания D-Link. Для проведения занятий  Российское представительство D-Link предоставляет современные новейшие фирменные изделия сетевого оборудования. При посредничестве Волжского социального банка были организованы конкурсы студенческих инновационных проектов по направлениям: информационная безопасность, ИТ в банковском деле. В настоящее время совместно с компанией «Открытый код» организована совместная  подготовка магистров. Каждый студент и сотрудник кафедры имеет возможность работать с современным лицензионным программным обеспечением, получаемым по подписке MSDN AA, информационно справочными правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс». За время обучения студенты получают несколько десятков сертификатов, наполняя ими свой портфолио.

Таким образом, синергетический эффект от сотрудничества проявляется повышением успеваемости студентов, сокращением времени адаптации выпускников к условиям трудовой деятельности, уменьшились проблемы с трудоустройством.


 

Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное