Среда конфигурационного управления учебного процесса на базовой кафедре



Авторы: Синицын Сергей Владимирович 1, кандидат технических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Кузьмин Сергей Александрович 2
Порешин Петр Петрович 3
Попов Борис Николаевич 4, Доктор технических наук, профессор
1 Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет), 2 Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет), 3 МАИ (НИУ), 4 ФГУП МОКБ "Марс"
Организация подготовки IT-специалистов на базовой кафедре института сталкивается с опасностью потери контроля за выполнением учебного плана из-за территориальной распределенности мест проведения занятий и неоднородности преподавательского коллектива. Обсуждается опыт применения программных средств конфигурационного управления артефактами учебного прпоцесса, позволяющих решить эту проблему.
Он объявляется незадолго до рокового несчастья, вечно сокрушаясь о своей кончине. Темная виньетка. Мануэль Гонсалес Прада

 

Подготовка разработчиков встроенного программного обеспечения систем управления космических аппаратов требует установки тесного взаимодействия учебной организации и предприятия промышленности, которое может быть воплощено в форме базовой кафедры [1]. Примером подобной структуры может служить кафедра «Бортовая автоматика беспилотных космических и атмосферных аппаратов» № 705Б МАИ (НИУ) созданная пять лет назад совместно с ФГУП МОКБ «Марс».

Однако работа в режиме базовой кафедры имеет ряд специфических особенностей, приводящих к значительному увеличению роли системы информационной поддержки учебного процесса. Фактически речь идет о системе схожей по функциям с системой конфигурационного управления [2] (СКУ). Важнейшими задачами  СКУ базовой кафедры (БК) являются  обеспечение целостности документации (включая артефакты) учебного процесса и поддержание ролевого доступа участников (администрации кафедры, преподавателей, студентов).

Для понимания этих проблем стоит рассмотреть структуру преподавательского коллектива БК. В него входят три группы: (1) преподаватели ВУЗа, работающие в университете, (2) преподаватели – совместители БК, работающие на предприятии, и (3) сотрудники базового предприятия, принимающие участие в обучении студентов (лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты, практики).

Первая группа осуществляет обучение на территории ВУЗа, вторая и в особенности третья группы работают практически исключительно на территории базового предприятия. Студенты в свою очередь попеременно выполняют свои задания то в ВУЗе, то на предприятии и дома.

Упомянутые особенности участников учебного процесса создают значительные сложности по учету и управлению текущей успеваемости, отслеживанию отставания от учебного графика, создают препятствия для выработки корректирующих действий. К сожалению, не только студенты, но и преподаватели особенно третьей группы допускают нарушения графика учебного процесса.

Для обеспечения текущего всестороннего контроля над выполнением учебных заданий на БК №705Б МАИ (НИУ) внедрена в опытную эксплуатацию СКУ на базе программного комплекса Redmine [3]. В рамках системы поддерживаются роли: администратор - инструментальщик, администратор кафедры, методист, преподаватель, студент, наблюдатель. «Администратор – инструментальщик» берет на себя функции секретаря, регистрируя новых пользователей, и программиста, расширяя сервисные средства системы.

«Методист» формирует базы данных плана учебного процесса. «Администратор»  производит утверждение планов, устанавливая соответствие преподаватель – учебный курс – студенческая группа. 

Даее «преподаватель» распределяет задания студентам, в свою очередь «студент» выполняет индивидуальные работы (курсовые проекты, лабораторные задания и т.п.). Появление новых результатов работы «студента» в системе приводит к автоматическому оповещению соответствующего «преподавателя».

Конечно подобный «идеальный» процесс реализуется только в тех случаях, когда выполнение задания непосредственно связано с применение вычислительной машины в качестве инструментального средства создания результата работы – файла данных. В качестве среды оповещения в СКУ БК используется электронная почта. В качестве бонуса сохраняется мобильность студентов по отношению к месту выполнения задания (ВУЗ, базовое предприятие, в лаборатории, дома).

Дополнительным «бонусом» применения Redmine является возможность беспристрастной оценки текущего состояния работы студента. В системе применяется бальная оценка выполненных работ и штрафов за срыв сроков их выполнения. Сам студент, и его преподаватели оперативно отслеживают текущее состояние, что позволяет своевременно принять корректирующие воздействия, не дожидаясь окончания семестра, когда времени уже не остается.

 

Список использованных источников
  1. Синицын С.В., Порешин П.П., Попов Б.Н. Сыров А.С. Схема: Базовая кафедра – Базовое предприятие. Опыт МАИ (НИУ). Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Двенадцатой открытой Всероссийской конференции (15 – 16 мая 2014 г.) – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014, стр. 192-194.
  2. ГОСТ Р 51904-2002. Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию. – М.: Госстандарт России, 2002.
  3. Попов Б.Н., Порешин П.П., Синицын С.В. и др.: Инструментальный подход к информационной поддержке учебного процесса на базовой кафедре: Перспективы науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014г.: в 8 частях. Часть VII. М.: «АР-Консалт», 2015 г. стр.12 – 24.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  базовая кафедра, IT-образование, учебный план, конфигурационное управление, встроенное программное обеспечение, системы управления космических аппаратов