ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ



Авторы: Кудрина Елена Вячеславовна 1
Федорова Антонина Гавриловна 2, кандидат физико-математических наук, доцент, лауреат Премии Президента РФ в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования
1 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Факультет компьютерных наук и информационных технологий (КНиИТ) Национального исследовательского «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского» (СГУ) для подготовки высококвалифицированных IT-специалистов активно привлекает к учебному процессу преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций регионального, всероссийского и мирового уровня.

Наиболее активными партерами КНиИТ являются представители таких IT-компаний, как Mirantis Inc., Epam Systems, Национальный центр по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, GridDynamics, NetCracker [1]; таких научно-исследовательских организаций, как Институт проблем точной механики и управления РАН, ОАО «КБ Электроприбор»; таких IT-подразделений СГУ, как Поволжский региональный центр новых информационных технологий, Центр олимпиадной подготовки программистов, Центр непрерывной подготовки IT-специалистов, Лаборатория компьютерной безопасности.

Представители указанных организаций работают на различных кафедрах факультета, принимая участие в разработке и реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры различных IT-направлений. Работодатели включаются в процесс разработки концепций ООП и учебных планов, рабочих программ дисциплин и практик; проводят теоретические и практические занятия по профильным дисциплинам; руководят курсовыми работами и дипломными проектами бакалавров и специалистов, проектной и научно-исследовательской деятельностью магистрантов и аспирантов. Общая доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа работодателей  составляет 19%, из которых 56,5% имеют ученую степень и/или звание.

Следует отметить, что базе компаний Mirantis и Epam созданы базовые кафедры «Технологии программирования» (2008 г.) и «Математическое обеспечение вычислительных комплексов и информационных систем» (2011 г.) соответственно. Деятельность базовых кафедр ориентирована на предоставление студентам не только теоретических, но и практических знаний. Благодаря чему уже со 2 курса студенты факультета получают возможность проходить учебные и производственные практики на базе данных компаний. На старших курсах студенты имеют выбор, на базе какой из организаций-партнеров проходить производственные практики.

Реальная деятельность организаций-партнеров не ограничивается только учебной нагрузкой. Представители организаций-партеров принимают участие в организации и проведение открытых лекций, семинаров, мастер-классов и конференций, как для студентов факультета и вуза в целом, так и для школьных учителей информатики и преподавателей вуза. Работодатели выступают спонсорами олимпиад по информатике и программированию различных уровней для студентов вуза и школьников региона.

Привлечение работодателей к учебному процессу факультета КНиИТ имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны сотрудничество с работодателями позволяет обеспечить высокий уровень подготовки выпускников факультета в области IT-технологий, готовность выпускников заниматься проектной и научно-исследовательской деятельностью в IT-сфере и смежных областях, и, как следствие, востребованность наших выпускников на рынке труда и их  конкурентоспособность. Так в 2014 году на момент выпуска было трудоустроено  или находится в процессе оформления на работу около 81% процентов выпускников факультета. Показатель в 100% не может быть  достигнут из-за того, что часть студентов продолжают обучение в магистратуре или аспирантуре, часть студентов призывается на службу в вооруженные силы РФ.

С другой стороны, раннее трудоустройство и быстрый карьерный рост наших студентов способствует их отчислению по собственному желанию или за академическую неуспеваемость из-за невозможности совмещать учебу и работу. 

Список использованных источников
  1. Казачкова А.А., Кудрина Е.В., Огнева М.В., Федорова А.Г. Из опыта сотрудничества Саратовского государственного университета с бизнес-структурами при подготовке IT-специалистов. //Преподавание информационных технологий в Российской федерации: Материалы Двенадцатой открытой Всероссийской конференции. - Казань: КФУ, 2014. – С. 167-170.
Тип выступления  Устное выступление