МООС в подготовке ИТ-специалистов



Авторы: Дацун Наталья Николаевна 1, кандидат физико-математических наук, доцент
Уразаева Лилия Юсуповна 2, кандидат физико-математических наук, доцент
1 ФГБОУ ВПО "Пермский государственный национальный исследовательский университет", 2 ГБОУ ВПО Сургутский государственный педагогический университет
Проанализированы курсов по IT-технологиям в различных проектах МООС. Выявлены преимущества и сдерживающие факторы использования MOOC в смешанной модели обучения ИТ-специалистов. Сформулированы специфические особенности применения MOOC для направления подготовки «Программная инженерия».

Интерес исследователей феномена MOOCопределяется как потенциальной угрозой академическому образованию, так и новыми возможностями для университетов и потребителей образовательных услуг.

Доля курсов по ИТ-технологиям в различных проектах МООС колеблется от 10-40% в мультидисциплинарных проектах до 100% в специализированных [1]. Главным недостатком МООС называют низкий коэффициент удержания студентов (до 10%), однако лучший показатель имеет курс по языку SCALA(более 25%).

 

Небольшая часть ИТ-курсов МООС покрывает области знаний из CS2013, SE2004 и SWEBOKv.3. В научных публикациях 2011-2014гг. исследованы MOOC-курсы, которые можно отнести к двум категориям:

1. в стиле AI-Stanford- CS221 «ArtificialIntelligence(AI)» и CS240 (StanfordUniversity);

2. cMOOCв стиле платформ Coursera, Udacityи Codeacademy- CS101, CS212, CS253, CS262, CS373, CS387 (Udacity) и CS1 (платформа UniversityofHelsinki). В работе [2] выявлены различия курсов этих категорий, основным из которых является тип устанавливаемых отношений между участниками учебного процесса: в AI-курсах это отношение «1:n», в cMOOC-курсах «m:n».

 

MOOCорганично вписываются в смешанную модель обучения ИТ-специалистов. Преимуществами их использования являются:

- возможность замены в "перевернутом классе" аудиторных лекционных занятий на демонстрацию реальных проектных решений при использовании лекций MOOC вне стен университета;

- чуткая реакция авторов MOOC на изменения конъюнктуры рынка образовательных услуг и быстрая актуализация курсов по ИТ-подготовке.

 

Факторами, которые сдерживают использование MOOC, являются:

- финансовый (оплата за обучение может сделать курс недоступным для студентов);

- коммуникативный (обучение на курсе требует знаний иностранного языка и умений работать в команде);

- дидактический (недостаточная функциональность средств оценки выполнения заданий и синхронной обратной связи);

- организационный (различия в периодах обучения на курсах и модулях дисциплин академических университетов);

- институциональные (отсутствие аккредитации курсов MOOCуниверситетами; непризнание сертификата MOOCв качестве кредита в классическом образовании).

 

Для обучения по направлению подготовки «Программная инженерия (SE)» технологии cMOOCоткрывают перспективы распределенного обучения в международных командах.

 

Применение MOOCпри обучении программных инженеров имеет специфические особенности:

- фрагментарность покрытия MOOC-курсами отдельных дисциплин, провалы в некоторых областях знаний;

- недостатки в организации учебного процесса на курсе, не позволяющие отследить степень сформированности навыков работы на каждой фазе жизненного цикла разрабатываемого программного продукта;

- проект по дисциплине в смешанной модели обучения может быть автономным проектом MOOC-курса или интегрированным с последним, причем применение Agile/Scrumметодологии или XPтехнологии будет определяться организационным фактором;

- отсутствует гарантия успешного выполнения командного проекта при большом количестве участников курса и высокой доле «Lurkers» и отсева;

- при большом количестве участников курса курировать несколько проектов с ориентацией на задачи ИТ-индустрии затруднительно для инструкторов;

- возможность выполнения Capstoneпроекта есть только при обучении по специальности, а не на курсе.

Таким образом, на современном этапе MOOC– мощный инструмент при подготовке ИТ-специалистов по смешанной модели обучения в таких областях:

1. экстернат;

2. факультативные дисциплины;

3. ускоренная форма обучения.

Список использованных источников
  1. Дацун Н.Н. Новые технологии открытого обучения в IT-образовании / Материалы XXV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 25 – 26 июня 2014 г. г. Москва, г. Троицк. С. 154-156.
  2. Rodriguez C. O. MOOCs and the AI-Stanford like courses: Two successful and distinct course formats for massive open online courses. European Journal of Open, Distance and E-Learning. .2012/II. URL: http://www.eurodl.org/?p=archives&year=2012&halfyear=2&article=516.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  MOOC, подготовка ИТ-специалистов, смешанная модель обучения, программная инженерия