Об актуальности использования электронных курсов при обучении информатике.



Высший колледж информатики Новосибирского государственного университета

Сегодня мы не можем представить свою жизнь без информационных технологий. В современном мире IT-технологии везде: обучение и образование, товары и услуги, общение и коммуникации, - все это мы получаем посредством ИТ.

Основой создания и использования IT-технологий, одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации, являются многие базовые положения информатики. Информатика имеет большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.

Какова же цель изучения информатики? Каким компетенциям мы хотим научить? Чему и как учить детей, которые растут среди быстро развивающихся технологий, за которыми мы, преподаватели, не всегда успеваем?

Не акцентируя внимания на ФГОСах, ЗУНах и компетенциях, остановимся на вопросе «как учить?», выделив средства и методики обучения. В частности, обратимся к обучению информатике посредством электронных курсов.

Электронный курс (ЭК) – это не методика. ЭК – это средство реализации методики, это универсальное средство для обучения по определенной, зачастую уникальной, авторской, методике.

Применение электронных курсов в дистанционном обучении давно себя зарекомендовало и, безусловно, является передовой технологией дистанционного образования и дистанционного обучения. Но что может дать применение электронных курсов в традиционном очном обучении?

Во-первых, использование ЭК дает возможность актуализировать информацию, в том числе и в процессе обучения.  Ведь изменить ЭК намного проще, чем переиздать учебное пособие.

Во-вторых, ЭК открывает новые возможности в визуализации учебного материала посредством использования фото-, видео-, аудио- материалов и интерактивной анимации. А также способствует переходу от пассивной формы обучения к активной.

В-третьих, ЭК – это большой шаг на пути персонализации  и индивидуализации процесса обучения. Применяя ЭК в очном обучении, мы даем возможность каждому ученику усваивать информацию в своем темпе: повторить материал прошлых занятий или, не дожидаясь всех, перейти к изучению следующей темы или выполнению более сложных заданий. При этом все ученики находятся в классе, что позволяет лучше сосредоточиться на изучении материала, кроме того, они могут в любой момент обратиться к преподавателю.

В-четвертых, это доступность ЭК при необходимости индивидуального домашнего обучения, например, ввиду невозможности посещения учебного заведения по болезни, при этом ученик может осваивать программу, не отставая от класса.

Электронный курс может включать в себя и учебное пособие, и методические рекомендации к выполнению практических заданий, и систему проверки знаний (тестирования).  ЭК может хранить данные выполненных работ, что дает возможность в любой момент проверить как саму работу и сроки ее выполнения, так и справедливость оценки преподавателя, что сводит к минимуму конфликтные ситуации между учебным заведением и неудовлетворенным оценкой учеником.

Более того, применение электронных курсов при изучении информатики исключает справедливый вопрос учеников о том, почему, изучая информационные технологии, в процессе обучения им приходится обходиться без применения информационных технологий или «Зачем что-то учить, если это нельзя применять здесь и сейчас?». Таким образом, применение электронных курсов способствует развитию комфортной образовательной среды, - и это в-пятых.

Модернизация и компьютеризация школ – это замечательные и необходимые тенденции современного образования, но для чего все это нужно без информатизации процесса обучения?

И начинать информатизацию логичнее всего именно с обучения информатике.

Ведь всем известно, что лучше один раз увидеть, чем один раз услышать и лучше один раз потрогать, почувствовать, чем один раз увидеть.

Таким образом, использование электронных курсов при изучении информатики дает то самое «тактильное» ощущение технологий.

Список использованных источников
  1. Левицкова Л.А. Изучение информатики в условиях ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: http://krivaksin.ru/izuchenie-informatiki-v-usloviyah-fgos/ (дата обращения: 18.03.2015).
  2. Изместьев Д.В. Персональное обучение — инновационная технология в организации образовательного процесса. /Д.В. Изместьев //Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Десятой открытой Всероссийской конференции (16–18 мая 2012 года). — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - С. 17-20.
  3. Соловьева Л.Ф. Современные учебники, Интернет-уроки и другие средства обучения: вопросы создания и применения. /Л.Ф.Соловьева //Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Десятой открытой Всероссийской конференции (16–18 мая 2012 года). — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - С. 74-76.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Среднее (полное) общее