ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ ИГР



Авторы: Дерябин Александр Иванович 1, кандидат технических наук, доцент
Викентьева Ольга Леонидовна 2, кандидат технических наук
Шестакова Лидия Валентиновна 3, кандидат физико-математических наук, доцент
1 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Пермский филиал) , 2 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Пермский филиал) , 3 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Пермский филиал)
Рассматривается создание инструментария разработки активных методов обучения в виде студии компетентностных деловых игр. Компетентностная деловая игра - это информационная система, целью которой является получение определенного уровня профессиональных компетенций в процессе реализации сценариев, определяемых моделями бизнес-процессов предметной области.

Введение

 

Изменения в современном обществе, обусловленные новыми требованиями профессионального сообщества к выпускнику вуза, ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий, широким распространением новых информационных технологий во всех сферах жизни, процессами международной интеграции в сфере образования, приводят к невозможности использовать традиционные подходы к образовательному процессу. Попыткой решить эту проблему является переход на ФГОС ВПО третьего поколения, главными целевыми установками которых являются компетенции, получаемые студентами в ходе обучения. Для формирования компетенций необходимо переходить к новым формам обучения, развивающим познавательную, коммуникативную активность студентов: тренинги и ролевые игры, деловые игры (ДИ), использование компьютерных тренажеров. ДИ позволяют воссоздать условия, максимально близкие к производственным [5,6]

Подсистемы комплекса

 

ДИ может быть представлена в виде кибернетической системы с обратной связью, в которой есть объект и субъект управления Структурную схему программно-технического комплекса – студии компетентностных деловых игр (СКДИ) можно представить в виде набора взаимодействующих подсистем[ 1,2,3,4].

Подсистема проведения, подсистема мониторинга, подсистема анализа и подсистема корректировки образуют контур оперативного управления  проведения ДИ.

Подсистема проектирования, подсистема проведения, подсистема анализа и подсистема корректировки образуют контур управления методическим комплексом ДИ.

Подсистема проведения, результат, подсистема измерения и подсистема мониторинга образуют контур управления компетенциями, вырабатываемыми в процессе ДИ.

 

Проектирование и реализация деловых игр

 

Техническая составляющая СКДИ, включает две взаимодействующие составляющие: автоматный модуль и операционный модуль[1,4].

 

Управление деловой игрой осуществляется с помощью автоматного модуля, на вход которого поступает автоматная модель деловой игры в виде логической схемы алгоритма (ЛСА). Исходными данными для построения автоматной модели является унифицированный бизнес-процесс (УБП), полученный на основании информации о рабочих бизнес-процессах предприятия, представленных в слабо формализованном виде. УБП преобразуется в учебный унифицированный бизнес процесс (УУБП), который включает в себя карту операций, содержащую дерево возможных операций бизнес-процесса (действий обучаемого в ДИ) и модель операции (ОП), содержащую информацию о входах, выходах, управляющей информации и механизмах исполнения  операции бизнес-процесса. В карту операции включается элемент Точка принятия решения, который отвечает за взаимодействие с игроком (пользователем) во время деловой игры.

 

Таким образом, для получения автоматной модели осуществляется переход от моделей УБП к УУБП, который служит основой для построения графа сценария ДИ. Построение автоматной модели завершается построением ЛСА, полученной путем анализа матрицы смежности, соответствующей графу сценария.

 

Автоматный модуль выполняет интерпретацию выражения на ЛСА. Каждой команде ЛСА соответствует набор {Модель сцены, Модель ресурсов, Модель экрана}, формирующий игровую ситуацию с помощью операционного модуля. Автоматный модуль распознает очередную команду, и либо передает в операционный модуль код очередной сцены игры, либо осуществляет условный или безусловный переход к следующему оператору в зависимости от кода состояния игры, полученного от операционного модуля.

 

Для построения операционной модели необходимо использовать информацию, содержащуюся в Карте операций и ТПР, а также описание операций бизнес-процесса[2,3].

Разработанный комплекс можно использовать для дистанционого проведения деловых игр при обучении студентов, а также в системах профессиональной переподготовки сотрудников различных организаций.

 

 

 

Список использованных источников
  1. Викентьева О.Л., Дерябин А.И., Шестакова Л.В. Концепция студии компетентностных деловых игр // Современные проблемы науки и образования. – № 2, 2013. URL: http://www.science-education.ru/108-8746 (дата обращения: 03.04.2014).
  2. Vikentyeva O.L., Deryabin A.I., Shestakova L.V. The Construction of competency-based business game operational model // International Journal "Information Technologies & Knowledge". 2013. Vol. 7. No. 4. P. 303-313.
  3. Викентьева О.Л., Дерябин А.И., Шестакова Л.В. Разработка модели проведения деловой игры в студии компетентностных деловых игр // Информатизация и связь. – № 5, 2013. – С. 19-22.
  4. Викентьева О.Л., Дерябин А.И., Шестакова Л.В. Формализация предметной области при проектировании деловой игры // Информатизация и связь. – № 1, 2014. –
  5. Zichermann G. and Cunningham C. Gamification by Design: Implementing Game Mechanics in Web and Mobile Apps [Book]. - Sebastopol, California : O'Reilly Media, 2011.
  6. R. A. Wells. Management Games and Simulations in Management Development: An Introduction // Journal of Management Development. 1990. Vol. 9, Issue 2. P.4 6.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  компетенции, активные методы обучения, деловая игра, бизнес-процесс, управляющий автомат, операционный автомат