ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКИ



МКОУ СОШ №4 г.Аши Челябинской области
Работа представляет собой опыт использования проектной деятельности для активизации познавательного интереса учащихся к предмету "Информатика и ИКТ" на различных ступенях обучения.
Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу /Японская мудрость/

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых предметных, метапредметных и личностных качеств учащегося в условиях перехода на ФГОС ООО играет предмет информатика и ИКТ. Сегодня необходимо создание на уроках информатики и ИКТ таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Необходима связь содержания учебной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций учащимися. Проектная деятельность дает следующие преимущества: • Возможность использования проектной деятельности в любой школьной дисциплине для учащихся любого звена; • Высокая эффективность, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся; • Повышение познавательного интереса учащихся. В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса - интерес к учебному предмету. Интерес к учебному предмету - направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету.  Выполнение разнообразных проектов способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно искать информацию, развитию критического мышления; а также самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение самостоятельно конструировать свои знания помогает ориентировать в информационном пространстве, способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира. ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Сложилась следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания. Затем переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Примеры проектов: «Новости компьютерного мира» «Модель объекта» «Управляющие системы», «Кроссворд - проверь свои знания» ПРОЕКТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Данная деятельность направлена на достижение следующих целей: формирование основ научного мировоззрения; общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; подготовка к последующей профессиональной деятельности; овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования. Примеры: Проект «Социологический опрос»; Проект «Мое предприятие». ПРОЕКТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проекты в начальных классах - это достаточно трудная задача. Проектная деятельность начинается с решения проектных задач, затем следует выполнение небольших мини-проектов, а следующим этапом становится выполнение и оформление в конце года проектов по теме «конструирование». Специально для этого курса внеурочной деятельности была разработана рабочая программа, поурочные планы и рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.

Список использованных источников
  1. Образовательная робототехника в начальной школе: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Зайцева, Т. А. Зубова, О.Г. Копытова, С.Ю. Под рук. В.Н. Халамова — В.Н. Халамов (рук.) и др. — Челябинск, 2012. — 192 с.: ил.
  2. Образовательная робототехника в начальной школе, 1 класс: рабочая тетрадь / В. Н. Халамов, Н. Н. Зайцева.; Обл. центр информ. и материал.-техн. обеспечения ОУ Чел. обл.; Челябинск, 2012. — 36 с.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  проектная деятельность метод проектов проекты в основной школе проекты во внеурочной деятельности проекты в средней школе