Ресурсы гипермедиа как эффективное средство работы современного учителя



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Волжского Волгоградской области
«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей». (Сократ, V век до нашей эры)

Барьер между поколениями существовал всегда. В настоящее время к извечной проблеме "отцов и детей" добавляется так называемый "цифровой" разрыв. Мы живём в динамичном, постоянно развивающемся мире, в котором огромные потоки информации поступают из совершенно разных источников. Увеличивается скорость передачи информации, меняются методы работы с ней, появляются всё новые средства связи, совершенствуются компьютеры, в жизнь входят новые технологии. Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям информационного века. 

Современное поколение называют "цифровым", и это неудивительно: дети растут в окружении компьютеров, видеоигр, мобильных телефонов и других технических средств. Существует шутка, что "ребенок рождается с компьютерной мышью в руках". Дети XXI века живут и думают по-другому: они привыкли очень быстро получать и обрабатывать данные, причем, в огромных объемах. Учащиеся перестают воспринимать информацию, если она не затрагивает их интересы, поэтому, методы, которыми учили нас, для нынешнего поколения неприемлемы.

Использование гипермедиа ресурсов позволяет создать развивающую среду в образовании (для справки: гипермедиа – новое качество информации, заключающееся в использовании графики, звука, видео, текста и ссылок). 

В настоящее время широко распространены облачные технологии - способ обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. На смену «бумажным» заданиям, для составления которых традиционно используются средства текстовых редакторов (например, MicrosoftOffice Word) приходят on-line опросы (например, https://drive.google.com/). Уникален сервис http://www.tagxedo.com/, позволяющий создавать облако тегов, которое можно удачно использовать на любом этапе урока (актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, повторение и обобщение), а также во внеурочной деятельности, например, для выявления знаниевых или эмоциональных «дефицитов» ребенка.

Значительно облегчают труд современного учителя телекоммуникационные программы. Так, программа I’Talkпозволяет настроить удаленные рабочие места в компьютерном кабинете, оборудованном локальной сетью; а программа MyTestX– быстро и качественно осуществить контроль знаний обучающихся. Применение технологий гипермедиа позволяет сочетать зрительную наглядность со слуховой, применять видео, анимацию для моделирования сложных явлений и процессов.

Нельзя не упомянуть интеллектуальные развивающие программы по различным школьным дисциплинам (а также межпредметные), которые позволяют реализовать проблемное обучение и допускают последовательное наращивание умственных и психологических нагрузок для учащихся. Несомненным достоинством таких программ является возможность индивидуализации образования, а также приобретение детьми навыков рефлексии учебной деятельности.

Гипермедиа пространство предоставляет учителю возможности для активного вовлечения в обучение всех учеников, способствует мобилизации их творческих сил, создает условия для формирования исследовательских навыков, а также позволяет обеспечить дистанционное общение между всеми участни­ками учебного процесса (учителями, учениками, родителями), получить свободный доступ к распределенному информационному ресурсу образовательного назначения из любой точки земного шара, принимать участие в разнообразных учебных телекоммуникационных проектах. Активное использование гипермедиаресурсов приводит к изменению методов и форм профессиональной деятель­ности учителей, способов их взаимодействия с учащимися; изме­нению структуры и содержания образования; трансформации традиционной классно-урочной системы; созданию единого информационного образовательного пространства.

Уровень образования  Среднее (полное) общее