Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №131" г. Перми
Статья представляет анализ литературных источников и опыта школьной практики в области проблемы, а также примеры различных видов заданий, которые могут быть использованы на соответствующих направлениях работы с текстом в условиях рационально организованной учебной деятельности для формирования умений смыслового чтения.
Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации А.А. Леонтьев

Формирование у детей умений смысловой обработки информационных потоков является одной из важнейших задач современного образования, определяемой потребностями общества. В этом плане совершенно очевидна роль смысловой составляющей чтения в умственной и практической деятельности каждого школьника.

В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения в свете реализации ФГОС основного общего образования становится  формирование умений смыслового чтения.  [4]

Работа с текстом вмещает в себя ряд умений смыслового чтения:

1. найти и извлечь информацию;

2. интегрировать и интерпретировать;

3. осмыслить и оценить.

В основе формирования таких качеств лежит системная работа над формированием смыслового чтения.

По мнению Леонтьева А.А. под понятием «работа над смысловым чтением» подразумевается формирование читательской грамотности, а именно «способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2]

Этапы, способствующие полному и глубокому пониманию текста:

1) Смысло-ориентирующий (найти и извлечь);

2) Содержательно-смысловой (интегрировать и интерпретировать);

3) Рефлексивно-личностный (размышлять, оценивать).

Основные особенности организации смыслового чтения.

Этап 1: Смысло-ориентирующий.

Работа по смысловому чтению на первоначальном этапе направлена на:

- поиск информации по определенному вопросу;

-поиск и извлечение информации, которая подтверждает (опровергает) некоторое суждение: верно/неверно, выдели и подчеркни, найди соответствие;

- устанавливать в тексте последовательность действий;

-поиск информации, требующий навыков категоризации: распредели по группам, удали лишнее и т.д. [4]. Результат:общая ориентация в тексте.

Для организации деятельности можно предложить следующие задания: сформулируй точные ответы на вопросы; «найди в тексте определение, дополните определение»; «сконструируй» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста;  установление соответствия между понятием и его определением.

На данном этапе удобно использовать сервис LearningApps; решение кроссвордов, сбор виртуальных пазлов,  соотношение  видовых пар, установление последовательности.

Этап 2:Содержательно-смысловой.

Работа по смысловому чтению на данном  этапе направлена на:

- умение выделять главную мысль отдельных частей текста;

- структурировать текст;

-преобразовывать текст: формулы, графики, диаграммы, таблицы; 

- ранжировать, группировать или классифицировать объекты;

- делать выводы;

Возможно использование сервисов, позволяющих создавать различные схемы:  Сacoo; Dipity заполнение ленты времени;  bubbl.us создание кластеров;  classtools работа со схемами «Рыбий скелет» и диаграмма Вена; веб-сервис Googledocs создание  семантической сети по сюжету сказки. [3]

Этап 3 Рефлексивно-личностный

-применять знания, для анализа и объяснения новой ситуации;

-интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания;

-самостоятельно конструировать новую ситуацию.

Анализ литературных источников, опыта школьной практики показал, что овладение школьниками умениями смыслового чтения – процесс довольно сложный. Поэтому важно сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность; обратить внимание на работу с письменной инструкцией; в учебных материалах увеличить объем текстов нетрадиционного формата, прежде всего – несплошных текстов; предлагать учащимся тексты, используемые в деловых и общественных ситуациях; средствами всех учебных предметов «подтянуть» читательское действие оценки информации текста. 

Список использованных источников
  1. Г.А. Цукерман Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению, Москва 2010 - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf (Дата обращения 13.03.2015).
  2. Рождественская Л. «И снова о функциональной грамотности чтения»
  3. Тузова О. «Компьютерные инструменты развития навыков смыслового чтения»
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с. 5.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолов
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Основное общее
Ключевые слова  чтение, смысловое чтение, работа с текстом, развитие умений смыслового чтения, система заданий