Методика обучения компьютерной грамотности слепых и слабовидящих школьников



Авторы: Укатова Наталья Ивановна 1
Кабаченко Виктор Валентинович 2, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики в образовании
1 Псковский государственный университет, 2 Псковский государственный университет

    Глубокое нарушение зрения, существенно изменяя спектр получаемой информации, накладывает отпечаток на все аспекты жизнедеятельности человека, сказываясь на взаимодействии как с физической, так и с социальной средой. Однако сокращение или даже полное выпадение зрительных ощущений не означает, что слепые или слабовидящие лишаются той информации, которая в норме воспринимается визуально, и им недоступны виды деятельности, в которых у зрячих людей существенно задействовано зрение. Возможность компенсации зрительной недостаточности  базируется на использовании сохранных анализаторов (в первую очередь осязания и слуха) и возмещении пробелов и неточностей чувственного восприятия посредством мышления.  Эффективным средством для доступа к информации могут служить компьютерные тифлотехнологии, которые обеспечивают  преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы, например: звуковое воспроизведение.

     На сегодняшний день существует целый ряд  российских и зарубежных методик обучения компьютерной грамотности  слепых  детей. Основной их задачей является обучение уверенной работы на ПК: освоение клавиатурного ввода данных, работа с программой Jaws, понятие файловой системы и работа в текстовых редакторах.

Цель работы: Разработать методические рекомендации по изучению начальных навыков работы с компьютером детей средней школы с нарушениями зрения.

Задачи:

1.       Разработка методической базы для обучения детей с  нарушением зрения, с использованием  компьютерных тифлотехнологий;

2.       Разработка дополнительных занятий «Прикоснись к Миру!» для получения навыков работы в сети Internet, в том числе используя современные мобильные устройства.

3.       Проведение обучающих занятий.

Основными чертами разработанной методики являются:

·         использование специализированного программного обеспечения, преобразующего визуальную информацию  в звуковую;

·         ориентирование учащихся на использование клавиатуры при работе с компьютером, запоминание основных клавиатурных комбинаций;

·         широкое использование сети Internet в процессе обучения;

·         расширение возможностей общения с использованием мобильных устройств;

·          тесное взаимодействие преподавателя с учащимся на всех этапах обучения.

Данная методика  рассчитана на учащихся среднего школьного возраста (5-9 классы) с остротой зрения в пределах от О до 0,09. Методическая база разделена на 2 модуля: «Основной» и «Прикоснись к Миру!». После успешного завершения обучения по данной методике, возможно дальнейшее совершенствование навыков работы в сети у школьников старшего звена. Кроме того, старшеклассники, имея опыт работы в сети, смогут участвовать в программах дистанционного обучения, что в свою очередь будет способствовать более успешной социализации современных школьников с нарушениями зрения.

 

 

Список использованных источников
  1. Рощина М.А. Основы компьютерных тифлотехнологий. Ниж­ний Новгород: ЦСТПР «Камерата», 2007. - с. 60.
  2. Швецов В.И., Рощина М.А. Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, – 2012. № 4(1) с. 76-82.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное