ОПЫТ ПРЕПОДОВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ



Авторы: Волкова Евгения Игоревна 1
Васильева Галина Станиславовна 2
Шульгина Галина Михайловна 3
Перескокова Ольга Ивановна 4, к.т.н.
1 МАОУ "СОШ №9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла", 2 МАОУ "СОШ №9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла", 3 МАОУ "СОШ №9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла", 4 ПГНИУ

Выпускник современной школы должен обладать спектром качеств, позволяющих ему вести полноценную жизнь в обществе. Общество требует от нас постоянного саморазвития и самообучения, принятия грамотных и точных решений. Согласно новым государственным стандартам для профессиональной деятельности в современном обществе человеку необходимо  хорошо развитое алгоритмическое мышление. Алгоритмическое мышление - это тот стиль мышления, который позволяет человеку планировать структуру своих действий, необходимых для достижения цели. Когда говорят, что человек умеет думать - обычно подразумевают хорошо развитое алгоритмическое мышление. Развивать алгоритмический стиль мышления лучше всего в процессе программирования.

Курс алгоритмизации и программирования на уроках информатики в нашей школе начинается на подготовительном уровне уже в начальном звене (с 3-го класса). Здесь формируются первоначальные навыки алгоритмизации и программирования в рамках работы с графическими исполнителями.

 Пропедевтика курса алгоритмизации и программирования проходит в 5-6 классах. Как показывает опыт работы: школьный возраст 12-13 лет наиболее благоприятен для пропедевтики программирования. Во-первых, обучающиеся уже готовы абстрактно мыслить и оперировать переменными величинами. А во-вторых, это как раз тот возраст, когда ребенком движет интерес, жажда подчинить себе машину.  Курс начинается с графики, что пробуждает интерес и способствует адаптации в среде программирования. Постепенно от статичных изображений и числовых констант мы переходим к переменным величинам. Этот этап требует большой осторожности и профессионализма. Как только обучающиеся начинают спокойно воспринимать переменные величины в графике, можно переходить на решение вычислительных задач. Далее следует постепенное изучение основных алгоритмических структур: присваивания, ветвления и циклов.

Первая проблема, которая встала перед нашим коллективом: это определиться с языком и системой программирования. Мы остановились на языке Бейсик и системе программирования QBasic. Выбор обоснован тем, что данная среда позволяет легко реализовывать графику, и не требует от пользователя больших познаний в типизации переменных. В настоящее время вышеуказанная система программирования широкодоступна и адаптирована для работы на современных ПК. (http://www.qb64.net/)

Вторая (основная) проблема, с которой мы столкнулись, это отсутствие дидактических материалов, рассчитанных на преподавание данного курса в данной возрастной группе. Современные действующие учебники 5-6 класса содержат широкий спектр информации по изучению основ информатики как фундаментальной науки, однако, курс алгоритмизации и программирования, ограничивается изучением графических исполнителей.

Поэтому наша команда поставила перед собой задачу по разработке такого пособия. Первым шагом было пополнение сайта Методического объединения учителей информатики нашей школы ( http://school9.perm.ru/ ).  Нами были размещены справочные материалы по данной тематике. Данные материалы не претендуют на полноту, а лишь очерчивают круг тем для изучения.

Следующим шагом стала работа над созданием бумажного варианта, в котором материал  выстроен по урокам, скомпонован по темам и содержит достаточное количество задач для самостоятельного решения. Дидактическое пособие по курсу "Алгоритмизация и программирование 5-6 класс" может быть использовано в урочной и внеурочной деятельности для формирования и развития алгоритмической культуры и критического мышления обучающихся средней школьной возрастной группы.

Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Основное общее