Формирование алгоритмического мышления учащихся через освоение принципов программирования в среде Scratch



1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8", 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №11"

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Для организации познавательной деятельности учащимся требуется инструмент для выполнения исследовательских и творческих проектов. Таким инструментом может выступить среда программирования Scratch. Для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также  для готовности использования компьютера не для игр, а для  информационно-коммуникационной деятельности, а также для  решения учебных задач и саморазвития учащихся нами был разработан курс внеурочной деятельности «Основы программирования в среде Scratch» для обучающихся 5-х классов.

Среда Scratch появилась в 2007 году под руководством профессора Митчелла Резника и Алена Кея  в исследовательской группе при Массачусетском технологическом институте.

          Одним из главных достоинств среды Scratch является то, что она является свободно распространяемым программным продуктом,  который достаточно  скачать из Интернета. Scratch позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры, фильмы, играть с различными героями, видоизменять их вид и перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия  между объектами. 

В процессе работы с данной средой учащиеся осваивают множество  навыков, необходимых в 21 веке, а именно  творческий подход, умения обучатся и самообучаться, взаимодействие и проектирование, проведение  анализа. Среда Scratch отличается простотой, доступностью и надёжностью, возможностью создавать собственный проект как индивидуально, так и коллективно, ведь она является замечательным подспорьем для проектной деятельности. В нее входит графический редактор, библиотека готовых графических объектов, библиотека звуков и музыкальных фрагментов, а также большое количество примеров.

Программа на языке Scratch называется скриптом. Скрипт собирается из команд среды по принципу составления изображения из пазлов. Каждая команда скрипта интуитивно понятна каждому ребенку, так как ее название совпадает с действием, которое она производит.

Для успешной работы в среде Scratch учащиеся проходят курс компьютерной грамотности, состоящий из следующих направлений:  назначение основных устройств ПК, ОС Windows (рабочий стол, панель задач, работа с текстом), а затем приступают к изучению среды Scratch. В ходе реализации курса внеурочной деятельности ученик освоит азы программирования, познакомится с полным циклом разработки программы, начиная с подготовительного этапа описания идей и заканчивая отладкой программы.

Наши ожидания: при изучении курса учащиеся увидят практическое назначение алгоритмов и программ, научатся составлять алгоритмы, так как скрипты Scratch напоминают синтаксис языка Pascal, следовательно, в дальнейшем полученные знания пригодятся для более серьезного изучения языков программирования. 

Список использованных источников
  1. Мастерская «Мозаика Скретч» [Электронный ресурс] / Псковики, 2012. – Режим доступа: http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Мастерская_Мозаика_Scratch
  2. Патаракин, Е.Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие) / Е.Д. Патаракин – М.: Интуит.ру, 2007
  3. Скретч: идея, программа, общество [Электронный ресурс] / MIT MediaLab, 2007. – Режим доступа: http://scratch.mit.edu/
  4. Примерные программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт [сайт]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
Тип выступления  Стендовый доклад