11 - 12 мая 2017 г.

Преподавание информационных технологий в Российской Федерации

ИТ-Образование - 2017

Если есть вопросы

Решение XV Всероссийской конференции 
«Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» 
(«ИТ-Образование–2017»)

Пятнадцатая открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 11–12 мая 2017 года в Архангельске.

Прошедшая конференция была организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М. В. Ломоносова (САФУ) при поддержке Правительства Архангельской области, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Целью конференции являлся обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.

Для участия в конференции зарегистрировались 439 и приняли очное участие в ней около 260 человек. В числе участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, преподаватели информатики и сотрудники школ, представители научных организаций и коммерческих компаний.

На конференции были представлены восемь пленарных, 21 секционный, 150 стендовых докладов, работали четыре мастер-класса, круглый стол, панельная дискуссия.

Конференция постановила:

1. Сохраняя фундаментальные аспекты подготовки специалистов, усилить практическую направленность основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в области информатики и вычислительной техники с ориентацией на перспективные требования цифровой экономики.

2. Уделить особое внимание профессиональной ориентации школьников в области ИТ и их мотивации к изучению информатики.

Конференция рекомендует:

Профильным министерствам и Комитету Государственной Думы Российской Федерации:

3. Совершенствовать законодательную базу с целью как можно большего вовлечения компаний ИТ-отрасли в учебный процесс, обеспечить нормативное регулирование взаимодействия ИТ-компаний и образовательных организаций в вопросах подготовки ИТ-специалистов.

4. Развивать механизмы стимулирования компаний, направляющих своих ИТ-специалистов для преподавательской деятельности в организациях профобразования.

5. При поступлении абитуриентов на специальности бакалавриата в области информатики и вычислительной техники предоставить образовательной организации высшего образования альтернативу: считать вступительное испытание по информатике и ИКТ обязательным или предлагать поступающим выбрать между ним и вступительным испытанием по физике. То есть во втором случае при поступлении в вуз по результатам сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) абитуриент может по своему выбору представить приёмной комиссии результаты ЕГЭ либо по информатике и ИКТ, либо по физике.

6. Рекомендовать ведомствам включить всероссийские творческие конкурсы проектов в области ИТ в перечень олимпиадных мероприятий, дающих возможность их победителям и призёрам использовать свои результаты при поступлении в вузы по ИТ-направлениям.

7. Информировать подведомственные образовательные организации о требованиях и форматах независимой оценки квалификаций ИТ-специалистов.

8. Поощрить те образовательные организации, которые разрабатывают основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования на базе ФГОС 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование», 09.02.07 «Информационные системы и программирование» с применением примерных образовательных программ, созданных ФУМО СПО по УГС 09.00.00 и учитывающих требования профессиональных стандартов в области ИТ.

9. Увеличить контрольные цифры приёма на ИТ-направления подготовки кадров в соответствии с перспективными потребностями цифровой экономики, включая потребности в педагогических работниках.

10. В связи с внесением во ФГОС понятия демонстрационного экзамена проработать методику его проведения и внести изменения в закон об образовании, с определением статуса демонстрационного экзамена.

11. Разработать рекомендации по оформлению на работу в образовательные организации представителей ИТ-индустрии в соответствии с профессиональными стандартами в областях их профессиональной деятельности в соответствующих формах (совместительство, договор, ГПХ и т. д.).

Федеральным учебно-методическим объединениям в области информатики и вычислительной техники (09.00.00); информационной безопасности (10.00.00); электроники, радиотехники и систем связи (11.00.00); компьютерных и информационных наук (02.00.00); управления в технических системах (27.00.00); экономики и управления (38.00.00):

12. Учесть текущие и перспективные потребности ИТ-отрасли и требования профессиональных стандартов в области ИТ при разработке ФГОС 3++ и аккредитации соответствующих основных профессиональных образовательных программ.

13. Рекомендовать образовательным организациям включать в программы подготовки разработчиков программного обеспечения методы оценки эргономичности пользовательского интерфейса, внеся соответствующие требования к предметным компетенциям в примерные основные образовательные программы.

ИТ-индустрии, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ):

14. Принять активное участие в создании системы описания компетенций цифровой экономики и её интеграции в национальную систему квалификаций, взаимосвязанную с профессиональными и образовательными стандартами.

15. Продолжить работы по совершенствованию механизма оценки образовательных программ на соответствие требованиям ПС и ожиданиям работодателей, включая механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области ИТ.

16. Усилить работу по продвижению и популяризации для компаний ИТ-отрасли и ИТ-специалистов, в том числе будущих, профессиональных стандартов и статуса образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.

17. Совместно с отраслевыми министерствами и образовательным сообществом продолжить формирование механизма разработки и обновления образовательных стандартов и учебных программ на основе актуальных требований ИТ-индустрии. Тесно взаимодействовать с ведущими методическими объединениями в области подготовки ИТ-специалистов.

18. Обратиться в региональные органы управления образованием с разъяснением необходимости сохранить (не сокращать) суммарные контрольные цифры приёма по УГСиНП 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» в области среднего профессионального образования в связи с введением ФГОС СПО нового «укрупнённого» типа.

19. Продолжить работы по созданию механизмов независимой оценки квалификаций в области ИТ. По мере развития системы независимой оценки квалификаций рекомендовать компаниям – членам АПКИТ принять активное участие в апробации этой системы.

20. Включить в работу СПК-ИТ вопросы использования методов и средств дистанционного обучения для подготовки ИТ-специалистов.

21. Признать полезной практику совмещения с мероприятиями конференции элементов повышения квалификации, с выдачей подтверждающего документа. Собрать и рассмотреть предложения по новым форматам проведения конференции, имея целью более широкое привлечение тех представителей образовательного, научного и бизнес-сообщества, которые ориентированы на преподавание ИТ.

Участники конференции отметили необходимость:

22. Популяризировать истории успеха представителей ИТ-отрасли в России: преподавательскому сообществу принять на себя такую миссию, а ИТ-бизнесу – поделиться с ним такими историями.

23. Поддержать формат ИТ-школ.

24. Предоставлять возможность использования суперкомпьютеров в вузах путём облачного доступа к оборудованию или посредством укрепления технической базы университетов, создания базовых лабораторий, оснащённых современными суперкомпьютерными стендами и ориентированных на разработку и реализацию практически значимых проектов, требующих применения современных суперкомпьютеров.

25. Проработать механизм организации чтения курсов лекций и проведения практических занятий приглашёнными преподавателями от российской ИТ-индустрии, с официальным включением таких курсов в учебный план и экзаменом.

26. Рекомендовать организациям профессионального образования обеспечить организационную и финансовую возможность участия студентов в молодёжных научных школах и научно-практических конференциях, как в своем городе, так и в других городах.

27. Рекомендовать образовательным организациям разработать новые курсы по Интернету вещей с использованием облачных и когнитивных технологий. Расширить преподавание курсов по разработке систем искусственного интеллекта и когнитивных систем и сервисов.

28. Рекомендовать образовательным организациям применять проектный подход в подготовке ИТ-специалистов.

29. Применять облачные технологии и сервисы для создания виртуальных образовательных сервисов.

30. Обеспечить доступ преподавателей и студентов образовательных организаций к актуальным средствам и инструментам в области ИТ.

31. Предоставить возможность образовательным организациям получать доступ к программному обеспечению по модели «коммунальных тарифов», когда оплата контента или доступа к ПО в Интернете производится по одной статье расходов с оплатой тарифов на ЖКХ.

32. Разработать комплект методических материалов по организации проектной и исследовательской профильной деятельности учащихся с упором на использование средств ИКТ.