СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО IT-СПЕЦИАЛИСТА
Абдулгалимов Грамудин Латифович (agraml@mail.ru)
к.пед.н., доцент
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, г. Москва
Аннотация В статье указываются на проблемы подготовки IT-специалистов в условиях стремительного устаревания IT-знаний и предлагаются возможности совершенствования системы их профессиональной подготовки в вузе.
Система профессиональной подготовки в вузе должна решать задачу по формированию личности и специалиста требующего обществом и работодателем. «Образ» будущего IT-специалиста работодатели представляют в виде профессиональных стандартов, которые будут использоваться в разработке Государственных образовательных стандартов (ГОС). А ГОС в свою очередь используется при разработке учебного плана и учебных программ по изучаемым дисциплинам. Анализируя эффективность существующих образовательных программ по профессиональной подготовке IT-специалиста, следует остановиться на необходимости непрерывной актуализации структуры и содержания изучаемых при этом IT-дисциплин. Так, преподаватель IT-дисциплин СПО и ВПО, находится в постоянном поиске. Изучает и внедряет в учебный процесс новые знания и методики их преподавания, новые учебно-методические материалы, новые наглядные пособия. Примерно раз в 2 - 4 года ему приходится кардинально перестраивать содержание своих дисциплин и методику их преподавания.
Возникает вопрос: предусмотрены ли какие-нибудь особенности в ГОС и в системе подготовки IT-специалиста учитывающие вариативный характер содержания обучения? Анализ показывает, что в ГОС по подготовке будущих IT-специалистов нет никаких особенностей, говорящих о динамически развивающейся предметной области и о стремительном устаревании их профессиональных знаний. Более того, детальный качественный анализ учебных программ по IT-дисциплинам показали, что: во-первых, во многих дисциплинах встречаются повторы и накладки по изучаемым темам информатики и ИТ; во-вторых, в системе профессиональной подготовки IT-специалиста отсутствует системообразующий компонент, который контролировала бы формирование содержания обучения.
Актуальность содержания обучения находится в зависимости от содержания учебно-методической базы дисциплин и квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр. Исследования учебно-методической базы и квалификации профессорско-преподавательского состава различных кафедр показали, что в современной системе ИТ-образования объективной необходимостью является «серьезное» рассмотрение такого факта как устаревание предметных знаний и связанное с ним падение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава.
Так, исследования показали, что лишь небольшое количество (единицы) IT-дисциплин можно сегодня преподавать по пособиям десятилетней давности. Более половины дисциплин ГОС по многим IT-специальностям требуют знания 3-5 летней давности. А есть дисциплины, которые требуют от преподавателя подготовку к занятиям не по учебным пособиям (т.к. часто уже не актуальны даже публикации прошлого года), а по: информационным сообщениям в периодической печати и Интернете; сборникам трудов научно-практических конференций и симпозиумов; инструкциям по эксплуатации; руководствам для пользователя и т.д.
Очевидно, что пока создадут профстандарты, далее – по ним разработают ГОС, а затем – образовательные программы пройдет ни один год. Возникает вопрос: актуальны ли в такой ситуации требования, предъявляемые к некоторым IT-дисциплинам в ГОС 3-5 летней давности. Можно дать обтекаемый ответ: ГОС ВПО не запрещает разработку актуального содержания обучения по дисциплинам, т.к. многие формулировки носят общий характер. Еще, как же быть с учебными программами и УМК, утвержденными на кафедрах как минимум на год, если содержание специальной дисциплины приходится формировать в течение учебного года? Тут тоже можно оправдаться тем, что учебные программы и УМК можно составить в общих и обобщенных формулировках и преподаватель сам всегда может решить какой материал преподать.
Таким образом, преподаватели многих IT-дисциплин должны работать «в режиме реального времени», обновляя содержание обучения. Возникает очередной вопрос: при существующей форме оплаты многие ли ИТ- преподаватели с удовольствием занимаются подобным непрерывным поиском нового содержания для своего небольшого по объему курса и как быть преподавателю, если таких курсов в его «нагрузке» несколько? Возможно, простое и распространенное решение этого вопроса: по возможности перейти на преподавание инвариантных по содержанию дисциплин. Такое решение неминуемо приводит к текучести и дефициту преподавателей определенных IT-дисциплин и как следствие падению качества подготовки будущих ИТ-специалистов. Другое решение: многие проблемы по актуализации содержания обучения могут быть решены мотивацией преподавателей. Мотивация профессорско-преподавательского состава занимающихся в динамически развивающихся областях знаний (какими-то методами: специальными надбавками по результатам труда, повышением комфортности труда, снижением организационных нагрузок и др.) является необходимым условием, но не достаточным. Материальное стимулирование может привести к авральному перенасыщению содержания обучения научной информацией, во-первых, не относящейся к профилю будущего специалиста, во-вторых, превышающей учебную нагрузку данного уровня обучения. И кто будет контролировать уровень актуальности содержания обучения в узких предметных направлениях (особенно если заведующий кафедрой, кто этим должен заниматься, не является специалистам данного профиля)? Решение проблемы актуализации содержания обучения ИТ-специалиста требует создания неких ориентиров и методологии оценки актуальности содержания обучения будущего IT-специалиста и непрерывного мониторинга актуальности содержания обучения.
Концептуальной идей является то, что в систему профессиональной подготовки будущего IT-специалиста в качестве требуемого «ориентира» актуализации содержания обучения может быть включена компетентностная модель готовности IT-специалиста к профессиональной деятельности, а функции контроля дать выпускающей кафедре, которой присваиваются особые полномочия и ответственность за готовность выпускника к профессиональной деятельности. Или, эти функции могут быть присвоены дополнительному органу на факультете департаменту по профессиональному развитию и мониторингу.
Введение на каждом факультете, особенно по динамически развивающимся IT-специальностям, юридической и физической единицы отвечающей за профессиональное становление выпускника, изучение требований работодателя и актуализацию содержания обучения является объективной необходимостью в современных условиях модернизации высшего образования в России.
|