ТЕСТОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОЦЕНИВАНИЯ
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
А.А. Алисов,
Морозова Анна Валентиновна (anna_mor@orel.ru)
к.с.н
Орловский государственный технический университет
Вступительные экзамены в любое образовательное учреждение системы профессионального образования являются сложным процессом отбора наиболее способных и талантливых абитуриентов для обучения их специальностям, наиболее полно соответствующим их способностям и желаниям. Создание наиболее благоприятной обстановки для приёма вступительных экзаменов, снижение влияния человеческого фактора на результаты экзамена – одна из основных задач, стоящих перед приёмной и экзаменационной комиссиями.
На факультете среднего профессионального образования Технологического института Орловского государственного технического университета с 2006 года вступительные экзамены по русскому языку и математике для абитуриентов с основным общим средним образованием проводятся в форме компьютерного тестирования. Тестовые задания составлены по аналогии с тестами Централизованного Тестирования для учеников 9 классов Федерального Центра Тестирования Министерства образования и науки РФ на базе программ основного общего образования по русскому языку, алгебре и геометрии.
Для тестирования применяется лицензионное программное обеспечение – «Конструктор тестов», на которое Технологический институт Орловского государственного технического университета имеет корпоративную лицензию. Данное программное обеспечение позволяет вставлять в вопросы, кроме текстовых заданий ещё и графические объекты, звуковые файлы, а также видео ролики в формате AVI.
Для подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам в Технологическом институте Орловского государственного технического университета работают шести-, четырёх- и одномесячные подготовительные курсы. На которых, преподаватели русского языка и математики факультета среднего профессионального образования Технологического института проводят подготовку абитуриентов к вступительным экзаменам.
В рамках подготовки абитуриентов к компьютерному тестированию для них проводится репетиционное тестирование, на котором они учатся работать с программой, в которой набраны тесты. Продолжительность репетиционного тестирования – 2 академических часа.
Экзаменационный тест по математике состоит из 20 вопросов по 10 вопросов по геометрии и алгебре. Для иллюстрации текста вопросов в тесты введены рисунки. Ответы на тестовые задания даются абитуриентом либо путем выбора правильного ответа из 5 предложенных, один из которых - «нет правильного ответа», либо введением с клавиатуры правильного ответа в виде числа (открытый вопрос). Продолжительность экзамена также составляет 2 академических часа. На экзамене присутствует сетевой администратор, для решения проблем технического обеспечения и представитель приёмной комиссии – преподаватель любой дисциплины, кроме математики. После прохождения абитуриентом всего теста на экран компьютера выводится итоговая оценка по 100 балльной шкале, одновременно с этим результаты теста по локальной сети распечатываются на принтере. В распечатке теста указаны вопросы, на которые абитуриент дал неправильные ответы и количество баллов, набранное им на экзамене. Распечатанный документ подписывает сам абитуриент. Таким образом, сразу по окончании экзамена каждый абитуриент знает, какое количество баллов по 100 балльной шкале он получил на экзамене. При несогласии с данной оценкой своих знаний на экзамене абитуриент вправе подать апелляцию в апелляционную комиссию. Рассмотрением апелляции занимается апелляционная комиссия, в которую входят преподаватели математики и представитель администрации факультета. Апелляционная комиссия анализирует распечатку тестового задания абитуриента и подписанный черновик.
Экзаменационный тест по русскому языку состоит из 30 вопросов. Ответы, на которые, даются абитуриентом путём выбора правильного ответа из 5 предложенных, один из которых – «нет правильного ответа», введением ответа с клавиатуры или выбором нескольких правильных ответов из 5 предложенных. Продолжительность экзамена составляет 2 академических часа. На экзамене присутствует сетевой администратор (для решения проблем технического обеспечения) и представитель приёмной комиссии – преподаватель любой дисциплины, кроме русского языка. В остальном, экзамен проходит по схеме, аналогичной экзамену по математике.
Экзамены проходят в компьютерных классах по 12-15 рабочих мест в каждом, что создаёт спокойную атмосферу среди абитуриентов. Отсутствие на экзамене преподавателя по соответствующему предмету исключает влияние на результаты экзамена человеческого фактора. Применение компьютерных технологий позволяет провести за один день экзамен в нескольких группах, количество абитуриентов в которых, ограничивается лишь общим количеством компьютеров в компьютерных классах, используемых для приёма вступительных экзаменов.
В настоящее время на всех факультетах Технологического института Орловского государственного технического университета широко применяется система тестового контроля знаний студентов, основанная на применении лицензионного программного обеспечения «Конструктор тестов» и реализуемая в учебных дисциплинах, как гуманитарного, естественнонаучного, так и общетехнического и специального циклов.
Целенаправленный переход на внедрение информационных технологий для оценки качества знаний и умений студентов является компонентом внедряемой в Технологическом институте ОрелГТУ комплексной многоуровневой практикоориентированной системы подготовки специалистов для машиностроения. Анализ результатов мониторинговых исследований, проведенных в течение 2005-2008 гг. показал, что на начальном этапе внедрения такой системы наблюдается резкое падение уровня успеваемости студентов, что позволяет сделать вывод о сильном влиянии человеческого фактора на уровень объективности оценивания результатов учебной деятельности студентов, как правило, в сторону завышения этих результатов со стороны преподавателей. На следующем этапе внедрения системы тестового контроля знаний студентов по учебной дисциплине наблюдается постепенное повышение среднего балла, что подтверждает факт активного включения в самостоятельную образовательную деятельность той части студентов, которая имеет наиболее активную социальную позицию и хороший уровень знаний, а также формирование у них позитивного отношения к компьютерно-опосредованной тестовой системе контроля знаний. На заключительном этапе внедрения такой системы в практику деятельности вуза, когда значительная часть преподавателей использует тестовые технологии текущего и итогового контроля знаний и умений студентов, наблюдается резкая дифференциация контингента студентов по уровню успеваемости. Это явление объясняется, по нашему мнению, осознанием со стороны значительной части студентов того факта, что компьютерно-опосредованная тестовая форма контроля результатов их учебной работы позволяет им не только показать свои знания, но и дает гарантию, что оценка не будет зависеть от субъективного отношения преподавателя и к данному студенту, и к его коллегам по группе, а это, естественно, и дает наблюдаемый положительный результат.
В целом, внедрение тестовых технологий для оценки уровня сформированности знаний и умений студентов позволяет расширить практикоориентированную составляющую их профессиональной подготовки, снизить уровень субъективности в оценивании результатов учебной деятельности студентов, что значительно повышает степень доверия студентов как к преподавателю, так и к образовательному учреждению в целом. При этом повышается также уровень компьютерной адаптивности студентов и интерес к применению компьютерной техники в самостоятельной работе.
|