МЕТОДОЛОГИЯ МОДУЛЬНО-МАТРИЧНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
М. Антипин, А. Зоркальцев
Компания ЭлеСи
Тезисы доклада на Всероссийской конференции «Преподавание ИТ в России» (18 – 19 мая 2009 г., Йошкар-Ола)
Современная IT-компания поставлена перед необходимостью вкладывать средства в собственные разработки. Для этого необходимы ведущие технические специалисты, знающие тенденции развития предметной области, и определяющие техническую политику предприятия. Такие специалисты в любой IT-компании являются ключевыми, следовательно, вопрос о подготовке и развитии собственной технической элиты является актуальным. В этом направлении наиболее очевидны два пути решения.
Первый связан с обеспечением условий для развития перспективным специалистам предприятия. Возможная форма – подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по результатам проведенных разработок.
Второй путь заключается в дополнительном профессиональном обучении выпускников вузов и молодых специалистов. Для воспитания будущего ведущего специалиста механизм наставничества проблематичен, поскольку наставник передает обучаемому свой опыт и формирует специалиста сходной компетенции. При подготовке элитного технического специалиста в заданной области встает задача изучения и практического освоения с одной стороны инструментов и технологий, применяемых в выбранной отрасли, с другой, создаваемых продуктов и систем. Удобной организационной формой такого обучения является магистратура.
Компетенцию элитного технического специалиста можно представить в виде матрицы, в столбцах которой технологии и инструментальные средства, а в строках классы создаваемых систем. Пересечения определяют возможности, приоритеты и области наиболее целесообразного применения инструмента или технологии при создании выбранного класса систем. Перечень систем формируется исходя из интересов конкретного предприятия, и в большинстве случаев включает 4-5 позиций.
Научно-исследовательская работа магистранта должна быть связана с разработкой системы, попадающей в рамки одного из обозначенных классов. Специальные предметы магистратуры должны быть привязаны к матрице компетенции специалиста. Необходимо чередовать изучение строк и столбцов матрицы. Предлагается следующий порядок освоения: обзор систем, обзор инструментальных средств и технологий, изучение средств разработки, изучение создаваемых систем, синтез новых применений, развитие инструментальных средств.
Системность знаний и навыков обеспечивается последовательным обучением на модульной основе: один или несколько курсов интенсивно преподаются в течение 4-6 недель, после чего осуществляется контроль полученных знаний. Предложенная матрично-модульная организация учебного процесса ведет молодого специалиста к успешной реализации НИОКР.
Реализация матрично-модульной идеологии демонстрируется на примере подготовки специалиста в области разработки микропроцессорных систем на кафедре Компании ЭлеСи в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники.
|