ПРОЕКТНЫЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА
Асеева Наталья Владимировна (naseeva@hse.nnov.ru)
к ф.-м. н
Калягин Валерий Александрович (vkalyagin@hse.nnov.ru)
Нижегородский филиал государственного университета — Высшей Школы Экономики, г. Нижний Новгород
Никитин Виктор Васильевич (vnikitin@hse.ru)
Государственный угиверситет — Высшая школа экономики, г. Москва
Таратухин Виктор Владимирович (victor.taratoukhine@sap.com)
SAP AG, г. Москва
Аннотация В докладе описывается практика организации проектных семинаров как одной из форм проектного подхода в обучении специалистов по направлению Бизнес-информатика. В качестве примера такой инициативы рассматривается проектный семинар Prove IT, прошедший в рамках европейского образовательного проекта TEMPUS-JEP 27208-2006 с октября 2008г по март 2009г.
PROJECT SEMINAR AS THE FORM OF A PROJECT-BASE APPROACH IN BUSINESS-INFORMATICS
Aseeva Natalia Vladimirovna (naseeva@hse.nnov.ru)
Kalyagin Valery Alexandrovitch (vkalyagin@hse.nnov.ru)
State University Higher School of Economics, Nizhny Novgorod branch, Nizhny Novgorod
Nikitin Victor Vasilevitch (vnikitin@hse.ru)
State University Higher School of Economics, Moscow
Taratoukhine Victor Vladimirovitch (victor.taratoukhine@sap.com)
SAP AG, Moscow
Annotation The practice of project seminar organization as the form of a project-base approach in Business-informatics higher education is described. As an example Prove IT project seminar in the frame of European educational project TEMPUS-JEP 27208-2006 is mentioned. The project seminar took place from October 2008 till March 2009.
Бизнес-информатика — это молодое и динамично развивающееся направление подготовки студентов. Его специфика заключается в том, что процесс образования строится на стыке с бизнесом. Поэтому для студентов, обучающихся по данному направлению, участие в реальных проектах и взаимодействие с бизнесом носит основополагающий характер. Особенно это актуально для студентов магистратуры, где в основе обучения лежит проектный подход. Для таких студентов формат проектного семинара является очень перспективной и многообещающей формой образования. Под проектным семинаром в данном случае понимается коллективная работа группы студентов над реальным бизнес-проектом, в тесном сотрудничестве с представителями бизнес-структуры. Подтверждением сему являются программы по бизнес-информатике в ведущих европейских университетах, где практика проектных семинаров уже давно и успешно используется.
Преимущества данной формы обучения заключаются в том, что, во-первых, студенты получают возможность использования полученных во время обучения знаний и приобретения нового практического опыта и актуальных профессиональных навыков. Во-вторых, участвуя в проектном семинаре, студенты приобретают столь полезные для них надпрофессиональные компетенции, а именно: работа в группе, навыки межличностных коммуникаций, навыки презентации и др. Среди надпрофессиональных компетенций важную роль играет управление проектами. Для многих студентов, участвующих в проектном семинаре - это первый опыт решения проблем управления сложными программными проектами и взаимодействия с бизнес-структурами в реальных условиях. Безусловно, полученный опыт будет полезен любому выпускнику.
Хотя в Российском образовании подобные проектные семинары еще не стали привычной практикой, ГУ-ВШЭ уже имеет большой опыт проведения и участия студентов в подобных инициативах. Последний подобный опыт был приобретен недавно. Международный проектный семинар Prove IT (Process oriented value of IT) проходил в рамках европейского образовательного проекта TEMPUS-JEP 27208-2006 с октября 2008г по март 2009г.
Цели и задачи проектного семинара Prove IT:
Перед участниками проектного семинара была поставлена сложная задача. В условиях нестабильности на финансовом рынке компаниям достаточно тяжело удерживать конкурентные преимущества. Особенно это заметно в банковской сфере. Единственный способ удержать лидирующее положение на рынке – постоянно поддерживать эффективность бизнес-процессов, в том числе и посредством внедрения современных информационных технологий. Международная команда студентов проанализировала бизнес-процессы в банке и разработала методологию оценки экономической эффективности внедрения IT решения в банке.
За время работы в рамках проектного семинара студенты получили уникальный практический опыт работы в международной команде, познакомились с деятельностью банка, впервые в России эффективно внедрившего SAP for Banking и с решениями для управления бизнесом, разработанными мировым лидером по разработке и внедрению систем ERP класса – компанией SAP.
Участники проектного семинара Prove IT:
Проектный семинар проходил с участием студентов и преподавателей Государственного университета — Высшей школы экономики (г. Москва и г. Нижний Новгород, Россия), Южного федерального университета (г. Таганрог, Россия) и Европейского центра исследования информационных технологий ERCIS университета города Мюнстера (г. Мюнстер, Германия). Бизнес партнерами проектного семинара выступили компания SAP и коммерческий банк «Центр-Инвест» (г. Ростов-на-Дону, Россия).
Организация мобильности участников проектного семинара Prove IT:
Одна из сложностей и особенностей проектного семинара заключалась в том, проект являлся международным и проходил одновременно на различных площадках в России и Германии, поэтому обеспечение мобильности в рамках проекта рассматривалось как критический фактор успеха всего проекта. Мобильность участников проекта обеспечивалась в рамках европейского проекта TEMPUS-JEP 27208-2006, при поддержке посольства Германии в Москве и Германской службы академических обменов DAAD, которые обеспечивали визовую поддержку мобильности его участников.
За время работы проектного семинара его участники не однократно побывали в Ростове-на-Дону, где работа проводилась в тесном сотрудничестве с бизнес-партнером - коммерческим банком Центр-Инвест; в Москве, где участники проекта смогли побывать в представительстве компании SAP и пройти интенсивные тренинги от мирового лидера по разработке и внедрению систем ERP класса – компании SAP. Российские студенты получили возможность приехать в Мюнстер для работы над проектом и знакомства с университетом, где учатся их коллеги по проектному семинару.
Результаты работы проектного семинара Prove IT:
Согласно целям проектного семинара, были получены результаты его работы по следующим направлениям:
Участниками проектного семинара исследованы бизнес-процессы банка Центр-Инвест, произведено их моделирование в среде ARIS. Смоделированные процессы интегрированы в решение SAP Solution Manager, имеющееся в банке Центр-Инвест. Данный результат позволит банку повысить эффективность своих бизнес-процессов путем их оптимизации и поддержки эффективности в постоянно изменяющихся условиях.
Для повышения эффективности работы сотрудников банка Центр-Инвест с бизнес-процессами, участниками проектного семинара был подготовлен курс лекций по моделированию бизнес-процессов в среде ARIS. Курс лекций был прочитан сотрудникам банка в конце марта 2009г.
Внедрение информационных систем, как известно, является действенным инструментом для улучшения жизнедеятельности бизнес-процессов на современных предприятиях. Для того чтобы внедрение информационной системы было окупаемым, необходимы существенные вложения на начальном этапе. Поэтому оценка экономической эффективности проекта по внедрению ИТ решения приобретает особую значимость.
Для того чтобы выяснить, действительно ли на практике существует интерес к такого рода оценкам, были проведены интервью с российскими и немецкими банками. В результате этих опросов стало совершенно ясно, что предприятия банковской сферы очень заинтересованы в использовании методологий оценки экономической эффективности проекта по внедрению ИТ решений в банке. Участниками проектного семинара были рассмотрены различные подобные методологии, выявлены достоинства и недостатки каждой и предложена своя методология оценки, при учете специфики банковской сферы.
При построении референтных моделей бизнес-процессов участниками проекта широко использовался опыт центра ERCIS разработанная этим центром методология PICTURE, которая специально служит для эффективного моделирования бизнес-процессов для организаций управления на государственном и местном уровнях.
Оценивая результаты проектного семинара с точки зрения осуществления проектного подхода в обучении студентов по направлению Бизнес-информатика, можно сделать следующие выводы: участвующие в проектном семинаре студенты приобрели ценный опыт работы в рамках международного проекта, получив практические навыки управления сложными программными проектами, взаимодействия с бизнес-структурами в реальных условиях, опыт межличностных и межкультурных коммуникаций. Большинство участников проектного семинара являются авторами и соавторами публикаций по результатам выполненной работы. Знания, полученные студентами в ходе работы над проектом используются ими для написания выпускных квалификационных работ.
Преподаватели ГУ-ВШЭ и ЮФУ, курировавшие работу проектного семинара также получили большой опыт организации подобных образовательных инициатив, который будет полезен не только при организации подобных проектов, но также и при организации проектной и групповой работы студентов в рамках текущей образовательной программы.
|