ВОПРОСЫ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Баданов Александр Геннадьевич (badanov1@yandex.ru)
ГОУ ДПО(ПК)С "Марийский институт образования", руководитель ЦИТО
Аннотация В статье анализируется состояние дел в области профессиональной и ИКТ компетенции педагогов, обучавшихся на курсах повышения квалификации. Рассматриваются проблемы и пути решения повышения эффективности курсовой подготовки. Рассматриваются проблемы преподавания информатики и ИТ в образовательных учреждениях Республики Марий Эл.
Вопросы повышения квалификации в области информационных технологий в деятельности, как учителей предметников, так и администраторов образовательных учреждений, как правило, встраиваются в программы повышения квалификации, отдельные модули. Очень важно чтобы по окончании курсов педагоги смогли максимально эффективно использовать в своей работе информационные технологии и средства ВТ. Учитель, использующий на своих уроках мультимедийные технологии, Интернет-ресурсы, имеет преимущество перед педагогом, работающим по традиционным технологиям с использованием только учебника, мела и доски. Оценить эффективность курсов повышения квалификации и возможные слабые места УТП можно измерив уровень ИКТ компетенции через некоторое время по окончании курсовой подготовки. Если учитель не использует в своей практической работе знания, умения и навыки, то остаточные знания будут ничтожны.
Как инструмент измерения были использованы различные варианты анонимных интерактивных опросников, подготовленных специальной для этой цели и выложенных в сети Интернет, для того, чтобы избежать бумажной работы и максимально быстро получить результат. Был организован временной доступ к этим ресурсам, проведена выборка педагогов в образовательных учреждениях, тех, кто проходил курсы повышения квалификации в области информационных технологий (программа ИСО 2006-2008г .г.). Всего 178 (30% от общего числа педагогов города) учителей и администраторов ОУ города Волжска. Опросы проводились на сайте Информационно-аналитического центра города Волжска «Мониторинг-2009» http://monitoring-2009.narod.ru/ в феврале 2009г.
Я попытался оценить различные уровни ИКТ и педагогической компетенций. Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию и самосовершенствованию. И предполагается, что учитель, пройдя эффективный курс повышения квалификации не утратит знаний и навыков полученных в рамках курсовой подготовки. Во многом благодаря тому, что реализация ПНП «Образование» приблизила к учителю и ученику как средства - это техника и оборудование, так и технологии и среду Интернет.
Таблица1. Наличие компьютеров в образовательных учреждения города Волжска
Год |
Общее кол-во компьютеров На 1 сентября |
Подключенных к Интернет На 1 сентября |
Ученических компьютеров На 1 сентября |
В свободном доступе для учителей На 1 сентября |
В свободном доступе для учеников, с учетом компьютерного(ых) класса(ов) |
2006 |
89 |
12 |
65 |
0 |
48 |
2007 |
168 |
86 |
123 |
3 |
83 |
2008 |
273 |
188 |
157 |
17 |
126 |
Примечание: в таблице учитываются только современные компьютеры, способные решать любые задачи в образовательной и административной деятельности. Без учета наладонных (КПК) компьютеров, полученных в рамках проекта "Электронная учительская" |
Первый опрос был проведен для самооценки преподавателями качества курсовой подготовки в области ИКТ и на профессиональных курсах повышения квалификации. (только по 2008г). Опрос разбит на три блока.
Блок 1.Оценка качества содержания курса повышения квалификации в 2008г:
Блок 2. Спрос на курсовую подготовку на 2009г:
Вы предпочитаете проходить курсовую подготовку:
Готовность к дистантным формам повышения квалификации.
Блок 3. Предпочтения педагогов в направлениях курсовой подготовки (СПРОС) (структура курса)
- Предметная компетенция
- Методическая компетенция
- Планирование
- Психолого-педагогические аспекты обучения и преподавания
- Контрольно-оценочная деятельность
- Управление учебным процессом
Выводы:
1 блок – В целом учителя удовлетворены как содержанием курсов повышения квалификации, так и качеством преподавательского состава. Это 80% опрошенных, причем 10% проходили курсы в иные годы...
2 блок - В отношении спроса и предпочтений от места проведения курсовой подготовки явно выражены тенденции на выездные курсы и курсы, которые проводятся на базе ресурсных центров. Это и экономические предпочтения (в основном) и качественная организация и проведение курсов повышения квалификации, в противном случае показатели блока 1 явно бы указали на халтуру.
3 блок по содержанию курсов повышения квалификации (предметные особенности были опущены) явно прослеживается прагматичный спрос и желание внедрения в практику учебного процесса современных методик, учебных и коммуникативных технологий.
Второй опрос содержит 51 вопрос по базовому уровню компетенции педагогов в области ИКТ. В опросе было выделено 6 основных блоков:
Ответы на все вопросы стандартизованы:
- Конечно, знаю и могу научить (показать)
- Сяду за компьютер - вспомню
- Представляю в общих чертах
- Ничего не могу сказать
Безусловно, первые два показателя положительны, третий и четвертый показатели – отрицательны.
Результаты опроса показали, что положительные результаты первых трех блоков (а это – устройство ПК, операционной системы Windows и пакета программ Office) достаточно высоки. Но здесь следует уточнить, что из пакета Office учителя лучше всего владеют только программой Word, далее следует PowerPoint и на последнем месте находится Excel. Следовательно, даже после прохождения курсов наши педагоги продолжают использовать компьютер в качестве пишущей машинки для создания конспектов уроков и мультимедийных презентаций, но практически не используют (Excel), а это замечательный инструмент для анализа. Что касается оставшихся трех блоков (Интернет, сетевые сообщества, графические, видео, аудио редакторы) – тут дела обстоят хуже… Интернет используется чаще всего только для поиска информации к урокам; Электронной почтой наши педагоги пользуются мало, при этом каждый педагог создал свой ящик электронной почты на курсах. А такие формы общения, как форумы, участие в работе сетевых сообществ используются крайне редко. Знание основ сайтостроения не получило должной практической поддержки в образовательном учреждении и, соответственно, результаты здесь очень низкие.
Общий вывод для данного опроса – наши педагоги мало уделяют времени самообразованию в области ИКТ-компетенций, возможно многие совершенно не используют ВТ. Не используют для анализа информационные технологии, технологии автоматизирующие отдельные направления деятельности. И совершенно не заинтересованы в повышении эффективности использования инструментария ВТ и ИТ в образовательной деятельности. Основные причины, которые указывают сами педагоги:
- низкая мотивация
- нехватка времени
- отсутствие компьютера на рабочем месте
- отсутствие доступа к сети Интернет на рабочем месте или в учительской
Но если посмотреть на результаты первого опроса и данных таблицы № 1, то многие причины по ответам самих же преподавателей отпадают, да и оборудование, поступившее в школы, снимает напряженность в количестве средств ВТ. Вероятнее всего, необходимо в программах курсовой подготовки усилить интерактивную составляющую, где социальные сети, Интернет-общение, мультимедиа ресурсы, ЦОР должны доминировать. А в образовательной практике должны лидировать исследовательские, проектные технологии, которые ориентируют как детей, так и педагогов к эффективному использованию современных технологий и средств ВТ.
Теперь что же касается управленческой деятельности с использованием средств ВТ. С 2006 г. в школах установлен и внедряется программный комплекс Хронограф Школа 2.5. На сегодня в городе полностью сформированы базы по контингенту и кадрам; составлены учебный план, распределение нагрузки, расписание. Основная база уже сделана, теперь можно использовать программный комплекс для повседневной работы. Если бы не одно но. Теперь остается рутинная ежедневная работа с базой, в которой участвуют в основном педагоги, но учителя предпочитают действовать «по-старинке». По мнению большинства учителей данный программный комплекс им только затрудняет жизнь. Понять можно - это в основном инструмент для управления школой – административный инструмент и эффект от работы с ним рядовым учителям не виден.
Необходимо ежедневно вносить все изменения, происходящие в школе: движение учеников, аттестация педагогов, убытие/прибытие вести электронный классный журнал и т.д. А это не всегда и не всеми делается, отсюда вытекает то, что администрация не может формировать точные отчёты, проводить их анализ. О какой полноте отчётов можно говорить, если база ведется не полностью и не регулярно? Цифры просто напросто не соответствуют действительности.
По мнению учителей ОУ, работающих в проекте «Автоматизация образовательного учреждения» для полноценной и качественной работы с программой необходимо:
- материальная стимуляция
- дополнительные свободно доступные рабочие места
- обеспечить всех преподавателей карманными персональными компьютерами ноутбуками или нетбуками
- организовать дополнительно курсы, семинары
Результаты использования программного комплекса Хронограф Школа 2.5 показывают, что эффективность внедрения ИТ в практику управления образовательным учреждением зависит не только от исходной готовности ОУ, но и от чёткого понимания руководителями общих целей и задач проекта. Для того чтобы добиться положительного результата, его руководителю нужно не только самому поверить в необходимость внедрения информационных технологий, но и убедить в необходимости этого и вовлечь в решение данной задачи своих сотрудников.
Вывод:
Для того, чтобы педагоги занимались самообразованием в области ИКТ и эффективно использовали ту технику и программное обеспечение имеющуюся в образовательном учреждении, в школах должна быть создана такая среда, в которой преподаватель был бы вынужден использовать полученные на курсах повышения квалификации умения и навыки, научиться работать в единой команде, не зря в первом опросе в 3 блоке в разделе 5 «Способы управления учебным процессом максимальное количество баллов получил ответ «Способы организации учебного взаимодействия». Единственный способ добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного пространства – сделать его осмысленным и мотивированным.
Очень многое в процессе информатизации образовательного учреждения зависит от учителя информатики школы. Это, как правило, квалифицированный специалист, который является основным помощником для администрации школы и для коллег учителей, осваивающих новые технологии с использованием мультимедиа и Интернет в образовательной деятельности.
Для оценки состояния дел в области преподавания информатики в образовательных учреждениях Республики Марий Эл в период с 19 – по 25 марта 2009 года на сайте ИАЦ «Мониторинг-2009» http://monitoring-2009.narod.ru/ Центром информационных технологий в образовании МИО был организован опрос преподавателей ИКТ Республики Марий Эл, где в качестве критериев были отобраны материалы ЕГЭ по информатике (тематика) и стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Помимо специального опроса были отобраны два опроса по ИКТ компетенции, которые ранее проводили для учителей школ города Волжска в феврале 2009г. Результаты опросов показали, что учителя ИКТ школ далеко не все имеют положительный результат в профессиональных компетенциях, как учителя информатики, но и как обычные педагоги, использующие ИКТ в образовательной деятельности.
В опросе учителей информатики Республики Марий Эл участвовало 79 педагогов. Были получены следующие результаты. Я приведу только наиболее интересные.
По отдельным разделам:
Тематика |
Негативных ответов (Представляю в общих чертах и ничего не могу сказать), как и в ранее проведенных опросах. |
Алгоритмизация и программирование |
От 20 до 34% |
Информация и её представления |
От 5 до 10% |
Системы управления данными (СУБД) |
От 21 до 33 % |
Интернет, интранет, адресация |
От 18 до 25% |
Знание и применение законов логики |
30% |
Технологии работы с графикой, аудио, видео |
От 18 до 23% |
Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы, межсетевые экраны и др.) |
35% |
Работа с известным программным обеспечением, выбор программ для конкретного конечного результата |
От 15 до 46% |
Правила техники безопасности, стандарты, санитарные нормы и правила |
16% |
Правовые нормы в области информатики (охрана авторских прав на программы и данные, электронная подпись и др.) |
40% |
Социальная информатика (представления), информационные процессы и системы, история развития вычислительной техники |
16% |
Математическое моделирование объектов, процессов |
47% |
Основы логики (представления), решение логических задач |
33% |
Я думаю, что результаты опроса, а верить ему нужно, так как опрос был анонимный и смысла скрывать что- либо у учителей не было, весьма не радостны. Тесты же ИКТ компетентности показали ту же картину, что и приводилась выше в статье. Четко прослеживается ряд направлений, которые более- менее освоили учителя информатики, и которые используют в своей работе: обучить простейшим приемам работы с офисными программами (Microsoft Word, Microsoft Power Point), поискать информацию в сети Интернет с помощью поисковых машин, да знание простейших приемов работы в операционной системе Microsoft Windows. Школьники выпускных классов информатику для сдачи по технологии ЕГЭ ранее мало кто выбирал. Сейчас в ВУЗах будут учитывать результаты ЕГЭ по информатике и для детей стало важно, чему его будут учить в школе. А наши учителя в своем большинстве переключились на простейшие офисные технологии в преподавании информатики вместо серьезного выполнения хотя бы стандартной программы по ИКТ. Возник острейший кризис нехватки профессиональных преподавателей ИКТ в школах.
Вывод:
Тем преподавателям информатики, кто «расслабился» в последнее время срочно нужны курсы повышения квалификации. Пробелы в знаниях известны. Боюсь только современное экономическое положение, которое «вымыло» наиболее подготовленных учителей в другие отрасли, не позволит привлечь в школы молодых учителей ИКТ, обучить, организовать переподготовку других учителей, чтобы решить проблему преподавания ИКТ в средней школе. Возможно, благодаря введению экзаменов по ИКТ в форме ЕГЭ возникнет некий материальный стимул, который заставит информатиков заняться самоподготовкой, тряхнуть стариной и заняться, наконец делом.
Литература
- Портал Информационно-аналитического центра города Волжска
- Информатика. Методическая копилка учителя
- Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Информатика
- Сетевые образовательные сообщества
- Сервис Анкета онлайн
|