ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ СУПЕРКОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Баркалов Константин Александрович,
Гергель Виктор Павлович (gergel@unn.ru)
д.т.н, профессор
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
Воеводин Владимир Валентинович
Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ
Шкред Анатолий Васильевич
Интернет-Университет информационных технологий
Актуальность проблемы
Появление вычислительных кластеров и многоядерных компьютеров позволило значительно расширить масштаб применения высокопроиз-водительных вычислений. Многие инженерные и технологические процессы в машиностроении, фармацевтике, энергетике, биоинженерии и нанотехнологиях теперь существенно опираются на использование кластерных систем [1]. То, что раньше можно было решить только на дорогих, а потому для многих практически недоступных суперкомпьютерах, сегодня можно сделать с помощью недорогих и эффективных кластерных систем. Широкое использование параллельных вычислительных технологий стало характерной чертой нашего времени [2].
В настоящий момент на первый план выходит задача разработки нового и адаптации существующего научно-методического обеспечения для массовой подготовки специалистов в области суперкомпьютерных технологий и параллельного программирования, в особенности – дистанционно, с использованием возможностей глобальной сети Интернет [3].
Цели и задачи проекта
Целью образовательного проекта «Интернет-университет суперкомпьютерных технологий» является организация массовой подготовки специалистов в области суперкомпьютерных технологий с активным использованием возможностей глобальной сети Интернет.
Для достижения поставленных целей планируется осуществление следующих задач:
- разработка научно-методического обеспечения для проведения занятий в области суперкомпьютерных технологий
- подготовка новых и адаптация существующих курсов лекций
- cоздание организационных предпосылок для дистанционного обучения, в порядке эксперимента, группы из 50-100 человек
- масштабирование проекта для одновременного дистанционного обучения группы из нескольких сотен слушателей
Партнерам проекта на пилотной стадии являются:
- Компания «ИНТУИТ.РУ»
- Издательство «Открытые системы»
- Научно-исследовательский вычислительный центр Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (НИВЦ МГУ)
- Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)
Принципы образовательной деятельности
Образовательная деятельность Университета ориентирована на обучение самого широкого круга обучаемых (студенты, специалисты, преподаватели) и предусматривает наличие различных направлений подготовки для учета разных профессиональных требований в области суперкомпьютерных технологий (пользователи, программисты, инженеры).
Согласование массовости обучения и качества получаемого образования обеспечивается за счет привлечения к деятельности Университета ведущих специалистов страны в области суперкомпьютерных технологий, активного использования современных ИТ-технологий для организации учебного процесса, применения двухуровневой системы обучения.
Двухуровневая система обучения в рамках Университета включает:
- Базовый уровень подготовки ориентирован на самый широкий круг обучаемых (студенты, специалисты, преподаватели) и организуется в форме дополнительного образования на основе технологий дистанционного обучения с использования сети Интернет (включая проведение учебных занятий в виде видеоконференций). Планируемая длительность данного вида обучения – 1 год
- Профильный (углубленный) уровень подготовки организуется в опорных образовательных центрах университетов-участников проекта. Длительность такого обучения регулируется образовательными программами, реализуемых в соответствующих образовательных центрах
Слушателям, успешно прошедших базовый уровень подготовки, будет выдаваться сертификат Университета. Слушатели, прошедших обучение в образовательных центрах Университета, будут получать государственные дипломы университетов-участников, в которых организованы соответствующие образовательные центры.
Технологические основы учебного процесса
Приводимые ниже технологические основы организации учебного процесса относятся прежде всего к базовому уровню подготовки двухуровневой системы обучения в рамках Университета; рекомендации по организации учебного процесса в опорных образовательных центрах Университета подлежат последующей разработке.
Процесс обучения в рамках Университета формируется на основе технологий дистанционного образования (представление учебных материалов в сети Интернет, модульное представление учебного материала, автоматизированное тестирование); для организации учебного процесса будет активно использования методика обучения, применяемая в Интернет университете информационных технологий (см. http://www.intuit.ru)
Для представления учебных материалов наряду с традиционным гипертекстовым форматом будет широко использоваться видео (видео-материалы).
Важной составляющей обучения будет являться проведение учебных занятий в форме видео-конференций, в значительной степени позволяющих обеспечить на новой технологической основе возможности классического очного обучения (изложение учебного материала преподавателем, опрос обучаемых, организацию самостоятельной работы под управлением преподавателя). Технологической основой для организации видео-занятий будет являться коммуникационный сервер Microsoft Office Communication Server. Клиентской частью, которая должна быть установлена на компьютере слушателя, является программа Microsoft Office Live Meeting.
Приложение Office Live Meeting позволяет преподавателю:
- Организовать двустороннюю аудио- и видеосвязь с аудиторией
- Получать вопросы от слушателей как в текстовом виде, так и голосом
- Показать слушателям любую программу, запущенную на своем компьютере, например, презентацию лекции
- Показать слушателям «рабочий стол» своего компьютера
- Дать задание для самостоятельной работы
- Организовать запись лекции для последующего просмотра и использования
Самостоятельная работа слушателей Университета и возможность проведения вычислительных экспериментов в процессе обучения будет обеспечиваться предоставлением доступа к суперкомпьютерным центрам университетов-исполнителей проекта.
В ходе развития проекта может быть предусмотрена возможность регулярного проведения очных семинаров-школ (например, в рамках научно-технических конференций суперкомпьютерной тематики).
Планируемые результаты
В результате выполнения проекта будет разработано научно-методическое обеспечение системы дистанционного образования в области суперкомпьютерных технологий с активным использованием глобальной сети Интернет. Разработанное научно-методическое обеспечение будет апробировано при проведении дистанционного обучения широкого круга слушателей (студенты, специалисты, преподаватели).
Проект выполняется при поддержке Суперкомпьютерной ассоциации университетов России.
Литература
- Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н. По пути инноваций: традиции и современность. Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университета // Высшее образование сегодня, 2006, №10, с.5-11
- Гергель В.П. Теория и практика параллельных вычислений. Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007, c. 423
- Сухомлин В.А. Создание виртуального национального университета ИТ-образования. М.: «МАКС Пресс», 2007, c. 60
|