ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОДВИЖЕНИЯ САЙТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Беспалько Анна Андреевна (tuola@list.ru)
Сочнева Надежда Вячеславовна (snv_nki@mail.ru)
Нижегородский коммерческий институт, кафедра информационных систем и информационного менеджмента, г. Нижний Новгород
Аннотация Статья посвящена методам формирования у студентов специальности «Прикладная информатика в экономике» навыков размещения и продвижения сайта в сети Интернет. В качестве методологии используются кейс-технологии.
ХХ век можно охарактеризовать как век перехода от индустриального общества к информационному. И. Масуда в книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» ведущей отраслью экономики видит интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и передаваться с помощью новых коммуникационных технологий. При этом будет наблюдаться опережающее развитие сектора услуг и информации.
С развитием и повсеместным распространением сети Интернет появляется термин «Сетевая экономика». Приведем наиболее распространенное определение сетевой экономики: "Сетевая экономика — хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности" (http://ru.wikipedia.org/wiki).
Наиболее существенные изменения вследствие внедрения информационных и телекоммуникационных технологий происходят в торговле (электронные магазины, аукционы, торговые площадки), финансах (услуги банков, электронные деньги) и трудовых отношениях (телеработа).
Одним из наиболее распространенных средств, используемым для организации взаимодействия участников рынка через Интернет являются сайты. Сайт представляет собой структурированный набор гипертекстовых страниц единой тематики, связанных между собой гиперссылками.
Сайты классифицируются по уровню сложности и по назначению:
- Сайт – визитка. Включает в себя небольшое количество web-страниц (до 10) и является информационным сайтом. Как правило, такой сайт содержит информацию о деятельности организации, о предлагаемых услугах и/или продуктах, контактную информацию.
- Корпоративный сайт. Представляет собой базовый сайт для малого или среднего бизнеса либо профессиональный корпоративный сайт для крупной организации. На таком сайте может быть реализована обратная связь посредством заполнения анкет, форм или электронной почты.
- Промосайт. Сайт предоставляет конкретный продукт или услугу. Прямое назначение сайта – реклама и продвижение.
- Интернет-магазин. Это либо электронная витрина, либо магазин с системой электронных платежей. Включает в себя корзину, возможность заказа и оплату.
- Системы управления контентом. Позволяют создавать сайт и дают возможность динамичного управления информацией.
Как правило, крупные сайты заказываются в специализированных фирмах, которые также создают логотип компании, дизайн сайта и т.д.
В рамках предметов "Разработка Web-приложений", "Информационные системы в гостиничном менеджменте и туризме", "Информационные системы в банковском деле", "Мировые информационные ресурсы", "Компьютерная Web–графика" студенты специальности 080801 "Прикладная информатика в экономике" получают навык создания и разработки дизайна сайтов в различных областях экономической сферы деятельности.
Однако созданием сайта внедрение организации в сферу сетевой экономики не заканчивается. Цель сайта – предоставить информацию об организации. Чтобы сайт функционировал согласно назначению, его необходимо разместить в сети Интернет, зарегистрировать в наиболее популярных поисковых системах, найти способы повысить его рейтинг.
В рамках второго модуля предмета "Сетевая экономика" нами разработан кейс по исследованию процедуры регистрации и раскрутки сайта. К основным целям данного задания можно отнести следующие:
- Анализ различных видов сайтов
- Изучение процесса размещения сайта в сети Интернет
- Знакомство с процедурой регистрации сайта в различных поисковых системах
- Планирование процесса раскрутки сайта
Задание является групповым. Преподаватель выступает в качестве заказчика информационного сайта. Каждая группа создает сайт по отдельной тематике.
Студентам предлагается решить следующие задачи:
- Проанализировать возможные типы сайтов и определиться с видом сайта. Необходимо обосновать выбор
- Определиться с затратами на создание сайта. Студенты должны назвать конкретную сумму, которую заказчик должен заплатить за созданный сайт. Следует обосновать каждую статью затрат
- Определиться с затратами на поддержание сайта. Необходимо сделать вывод о целесообразности содержания web-дизайнера как штатной единицы или же следует платить отдельно за каждое обновление информации
- Проанализировать предложения различных фирм, предлагающих платный и бесплатный хостинг сайта и определиться с наиболее выгодным для конкретного случая вариантом
- Создать паспорт сайта. Студенты должны определиться, какие данные включает в себя паспорт сайта. Определить ключевые слова, описание сайта
- Описать процесс размещения сайта в глобальной компьютерной сети. Здесь необходимо найти платные и бесплатные поисковые системы, ознакомиться с процессом регистрации сайта
- Создать регистрационную карточку. Карточка должна быть унифицированной и содержать информацию, достаточную для регистрации сайта на любом из выбранных поисковых серверах
- Описать процесс регистрации в региональных ресурсах. Студенты должны ознакомиться с сетевыми ресурсами Нижегородской области и процессом регистрации в них
- Предложить алгоритм раскрутки сайта: реклама, доски объявлений, сообщения на форумах
- Определить целесообразность вступления в баннернообменную сеть. Необходимо выяснить, существуют ли баннерообменные сети по предложенной тематике и следует ли в них вступать
Тематика предлагаемых сайтов разнообразна: продажа цветов, производство плетеной мебели, услуги по проведению домашних и корпоративных праздников и т.д.
В ходе выполнения данного задания студенты поэтапно пройдут все шаги по регистрации и раскрутке сайта в сети Интернет.
Умение не только создать сайт, но и представить его в глобальной сети является одним из наиболее важных для специалиста в области web-технологий.
|