home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Безруков Алексей Иосифович (bezr_alex@mail.ru)
Онищенко Надежда Владимировна (o-n-nadya@rambler.ru)
Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета, г. Энгельс

Аннотация
В статье поднимается проблема подготовки квалифицированных специалистов сферы ИТ в соответствии с профессиональными требованиями этой динамично развивающейся отрасли и предлагается подход, позволяющий решить данную проблему на уровне анализа и оптимизации учебных планов ИТ-специальностей.

Информационные технологии (ИТ) являются на сегодняшний день одной из самых развивающихся отраслей экономики. Динамичность и инновационность сферы ИТ требует постоянного обновления учебных программ и их содержания по ИТ-дисциплинам. Во многом именно этим объясняется то, что, несмотря на постоянно расширяющийся перечень вузовских специальностей, «развитие отечественной экономики порождает неудовлетворенный спрос на кадры во многих отраслях» [1].

Требования к ИТ-специальностям достаточно полно систематизированы в профессиональных стандартах в области ИТ [1]. От специалиста требуются не только профессиональные знания, но и умение применить их на практике, в ходе работы как самостоятельной, так и в команде.

За время обучения специалиста ситуация в сфере ИТ претерпевает изменения, которые предсказать заранее невозможно. Особенно это касается знаний по специальным дисциплинам. Поэтому одной из целей обучения является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться далее самостоятельно в нужном ему направлении [2]. Таким образом, умение учиться и самостоятельно осваивать новое является необходимым навыком для современного ИТ-специалиста.

Известно, что объем знаний и навыков, которые специалист должен получить за время обучения, достаточно большой. И если, при этом, полученные знания и навыки не используются в дальнейшем при получении новых знаний и навыков, они забываются. Поэтому при формировании учебных планов должны учитываться информационно-логические связи между дисциплинами. Чтобы знания и навыки лучше закрепились в памяти, они должны использоваться как можно быстрее при получении новых знаний по всем изучаемым дисциплинам.

На наш взгляд, для решения перечисленных проблем, учебный процесс необходимо, насколько это возможно, адаптировать к требованиям, предъявляемым специалистами в области ИТ. В Государственных образовательных стандартах (ГОС), в соответствии с которыми формируются учебные планы по специальностям, должны в той или иной мере учитываться требования работодателей, которые регламентируются профессиональными стандартами сферы ИТ. Кроме обязательного перечня знаний и навыков в ГОСы необходимо включить требования к умению самостоятельного приобретения знаний, которое на сегодняшний день особенно актуально для сферы ИТ.

С целью повышения качества обучения специалистов сферы ИТ, при формировании учебных планов должна учитываться динамика формирования системы знаний, умений и навыков, а также междисциплинарные связи. Организация учебного процесса должна формировать у студента привычку к непрерывному процессу обучения не только в вузе, но и после его окончания. С этой целью необходимо научить студента самосовершенствоваться. Для этого материалы для самостоятельного изучения должны быть не дополнительными, а основными, и в учебных планах должен быть заложен процесс обучения самостоятельному изучению того или иного материала.

Нами предлагается информационная модель учебного процесса, позволяющая учесть междисциплинарные связи между изучаемыми темами, а также психологические особенности обучения и забывания. Использование модели дает возможность:

  1. Проанализировать учебный процесс и выявить плохо согласованные фрагменты учебного плана
  2. Построить учебные планы, учитывающие информационно-логические связи между знаниями, а также динамику приобретения и забывания знаний и навыков
  3. Оптимизировать учебные планы, используя в качестве критерия максимум остаточных знаний и навыков у выпускника вуза

Литература

  1. Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М.: АП КИТ, 2008. – 616 с.
  2. Трофимова О.К. Автоматизация процесса составления учебных планов вузов: автореферат диссертации на соискание уч. степени канд-та техн. наук / О.К. Трофимова /– М: Московский государственный университет пищевых производств, 1999. – 26 с.
  3. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования// http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta